Читалка математика Евгения Уланского: Достоевский, Драгунский и санскрит

Какого писателя обязательно нужно читать пиарщикам? Какие книги популярно рассказывают о великих математиках, а какие — об их открытиях? Чем для современного человека привлекателен санскрит? Рассказывает Евгений Уланский, доцент кафедры теории чисел механико-математического факультета МГУ.
   

Виктор Пелевин, «Чапаев и Пустота», «Generation П», «Числа»

Из современных авторов мне нравится Виктор Пелевин, я много его читал и стараюсь не пропускать его новые книги. Особенно могу отметить романы«Чапаев и Пустота» и «Generation П». Последний, на мой взгляд, должны прочитать все, кто трудится в сфере PR. Раньше, когда виделпо телевизору рекламные ролики, у меня закрадывалась мысль: почему их авторы не читали Пелевина и делают такую странную рекламу? Запомнились многие фразы Пелевина. «Да и к чему слова, когда на небе звезды?» — разве не здорово? А с точки зрения моей профессии очень интересным кажется роман «Числа» — любопытен сам замысел и развитие сюжета. 

  

Кэтрин Невилл, «Восемь», «Огонь»

Также мне нравится литература приключенческого жанра. У Дэна Брауна я прочитал все, что нашел, тяга к головоломкам подтолкнула поискать что-то еще в том же духе, и неожиданно я открыл для себя Кэтрин Невилл. Её книги более захватывающие, чем у Дэна Брауна. Самое известное ее произведение — «Восемь», а продолжение называется «Огонь». В этих романах увлекательный сюжет развивается на детально проработанном культурно-историческом фоне. Среди действующих лиц есть гроссмейстеры — игра с бесконечным количеством комбинаций, когда не знаешь, чем закончится партия и как будут ходить шахматные фигуры, как нельзя лучше подходит для выстраивания сюжета. 

  

Джордж Оруэлл, «1984»; Дэниел Киз, «Цветы для Элджернона»

Несколько лет назад я увидел в сети список: «Русский культурный код. 100 книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и друг друга». В нем были перечислены«1984» Джорджа Оруэлла и «Цветы для Элджернона» ДэниелаКиза. Первая книга всем широко известна, а вот во второй развитие сюжета связано с тонким анализом своего внутреннего мира героем, его размышлениями, воспоминаниями. Эти два произведения меня очень впечатлили.

Романы Фёдора Достоевского

Русскую классику я начал читать довольно поздно — в какой-то момент просто захотелось, а в школе читал ее минимально, филонил. Я начал с «Братьев Карамазовых», а потом продолжил читать всё, что мог найти у Фёдора Михайловича Достоевского. Он оказался мне близок — и взгляд на мир, и общее настроение, и прекрасный язык: под впечатлением от его книг я некоторое время и в жизни употреблял витиеватые обороты речи, характерные для героев Достоевского. 

  

Джон Дербишир, «Простая одержимость»; Маша Гессен, «Совершенная строгость»

Из научно-популярных очень понравились две книжки:«Простая одержимость» Джона Дербишира и «Совершенная строгость» Маши Гессен. У Дербишира увлекательно рассказывается о гипотезе Римана из области теории чисел, которой я занимаюсь. Её доказательство — серьезнейшая и до сих пор не решенная проблема. В книге повествование о ней разворачивается постепенно, доходчиво объясняется совершенно не знакомый читателю математический аппарат.

«Совершенная строгость»посвящена доказательству гипотезы Пуанкаре нашим соотечественником и современником Григорием Перельманом. В этой книге, помимо ознакомления читателя с самой сутью гипотезы, говорится о зарождении и развитии математического олимпиадного движения в Советском Союзе. 

  

Шефтель Михелович, «Теория чисел»; Гарольд Дэвенпорт, «Введение в теорию чисел»

Любителям математики могу порекомендовать пару книг по введению в теорию чисел: учебник Шефтеля Хенеховича Михеловича «Теория чисел», который написан настолько легко, что можно читать его без остановки (что редко бывает с математической книгой), и очень приятную по изложению книгу Гарольда Дэвенпорта «Введение в теорию чисел». 

   

Владислав Крапивин, «Оруженосец Кашка», «Трое с площади Карронад»; Виктор Драгунский, «Денискины рассказы»

У нас есть традиция вечернего чтения с сыном. Вместе с ним я открываю для себя новых авторов, например, Владислава Крапивина, книги которого я каким-то образом пропустил в детстве. Трогательный «Оруженосец Кашка», жизненная повесть «Трое с площади Карронад», взволновавшая нас обоих до глубины души. Я даже прошу сына, если я в отъезде, без меня эти книжки не дочитывать, дождаться моего возвращения. А что-то мы читаем из моего детства —например, «Сто лет под кроватью» из «Денискиных рассказов»Драгунского одинаково веселит любые поколения читателей.

Панини, «Аштадхьяи»

У меня есть мечта, к которой я постепенно иду: осваивать безграничную санскритскую литературу. Есть такое глобальное произведение по грамматике санскрита, автором которого называют древнеиндийского лингвиста Панини — «Аштадхьяи» (буквально «Восьмикнижие»), и очень много основанных на этом тексте комментариев и других работ. Последнее время я увлекаюсь изучением санскрита и читаю трактаты, где описываются правила прочтения грамматики Панини. Работа с этими текстами доставляет не меньшее удовольствие, чем чтение художественной литературы — это настоящее приключение, детективный роман и головоломка одновременно. Медленное чтение и перевод подобных памятников литературы, оказывается, может стать разновидностью досуга — в результате расшифровки хитрых комментариев и сокращенно изложенных (практически на языке программирования и математики!) грамматических правил выстраивается четкое понимание структуры как чужого, так и своего родного языка.

***

В заключение хочу посоветовать всем вашим читателям слушать радио «Книга». Мне там нравится абсолютно всё: и чтение избранных отрывков из разнообразных произведений, и любопытные короткие рубрики. В автомобиле я не переключаюсь с этой радиоволны ни при каких обстоятельствах.

Подготовила Светлана Мамонова

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале