Умер литературный критик и писатель Лев Аннинский

Аннинский известен своими исследованиями явлений современной культуры. Его книги и рецензии являются образцом современной критической литературы, а также просто интересным чтением с богатым языком и огромной фактологической базой.
 
 Фото: Fb.ru 

Публицист скончался 6 ноября 2019 года на 86-м году жизни, сообщает «Российская газета».

«Если кого из советских критиков и знали широкие читающие массы, то его. И он едва ли не первым в своем поколении научился ставить правильные слова в правильном порядке, то есть писать легко и вольно», — цитирует газета литературоведа и публициста Александра Архангельского.

Церемония прощания с Львом Аннинским состоится 8 ноября в Малом зале Клуба писателей Центрального Дома литераторов. Его кремируют на Хованском кладбище.

Биография Льва Аннинского

Будущий литературовед, Лев Александрович Аннинский, родился 7 апреля 1934 года. Его отец, по происхождению донской казак, работал преподавателем вуза, продюсером на Мосфильме. Мама происходила из семьи украинских евреев. Дедушка по отцовской линии был станичным учителем. Советская власть его раскулачила и лишила возможности работать в школе. Перед смертью дед написал первую историю своего рода, которую сегодня дописывает Лев Александрович.

Аннинский, ранние годы которого прошли в почти полной свободе, вспоминает, что родителей почти никогда не было дома. Они много ездили по командировкам и работали. Лев ходил в детский сад, а свободное время проводил во дворе. В доме была хорошая библиотека, и его с детства приучили читать. Многочисленные книги и сформировали его мировоззрение.

Среди книг, прочитанных в то время, Аннинский называет важными: «Мифы Древней Греции» А. Куна, произведения Толстого, Стивенсона, Горького, Белинского. Еще в школе он смог прочесть немало философских трудов, в частности Канта, Гегеля, Розанова, Бердяева, Шестова, С. Булгакова, Федорова и многих других. Свое филологическое призвание осознал еще в юности и твердо следовал ему.

 
 Фото: Fb.ru 

В школе Лев Аннинский учился хорошо, помогала начитанность и эрудиция, а также врожденная любовь к учебе. Уже в старших классах он твердо решил, что его призвание — русская литература, и своего мнения он не изменил до сих пор. Школу он окончил с золотой медалью, это позволило ему без особого труда поступить в Московский государственный университет на филологический факультет. Здесь Аннинский тоже был одним из первых студентов по успеваемости. По окончании университета его рекомендовали к поступлению в аспирантуру. Аннинский благополучно сдал вступительные экзамены, но продолжить учебу ему не довелось: в 1959 году изменился партийный курс, и для продолжения учебы теперь принимались только те, кто уже успел поработать на производстве.

Таким образом, в 1959 году Лев Аннинский ступил на свой профессиональный путь: он начал работать в журнале «Советский Союз». Здесь ему поручили сочинять подписи к фотографиям в журнале. Полгода он выдумывал идеологически верные подписи, но в итоге его уволили с формулировкой «за профнепригодность». Тогда Аннинский нашел себе дело по душе: начал писать рецензии и критические материалы.

Долгий путь арт-критика Лев Аннинский, биография которого на всем ее протяжении связана с разными видами искусства, начал в «Литературной газете». Это издание было настоящей школой мастерства, и высокую планку, заданную «Литературной газетой», Лев Александрович никогда не опускал. Отработав здесь три года, он ушел в литературно-художественный журнал «Знамя». Затем на его пути были такие СМИ, как «Дружба народов», «Литературное обозрение», «Родина», «Искусство кино», «Время и мы». В это же время Аннинский писал немало статей и рецензий для разных изданий и работал над большими книгами о творчестве разных русских писателей.

 
 Фото: Fb.ru 

Его темами, кроме литературы, также было кино и общие тенденции в эволюции культуры. Лев Аннинский состоялся и как телевизионный журналист, он являлся автором и ведущим таких программ на телеканале «Культура», как «Медные трубы», «Серебро и чернь», «Засадный полк», «Охота на Льва», «Мальчики державы». В этих программах критик выступал как глубокий исследователь современной культуры, замечательный рассказчик и эссеист. Его фильмы-программы имели очень высокие рейтинги.

Он являлся одним из самых начитанных людей на отечественном телевидении и обладал талантом увлекать зрителей за собой в историю персонажа или события.

Лев Александрович также являлся членом Союза писателей, входил в жюри литературной премии «Ясная поляна».

Книги. 15 томов о своей семье

Литературный критик Лев Аннинский, сочинения которого выходили с 1956 года, писал не только статьи, очерки и рецензии, но и основательные труды-исследования о различных авторах и событиях культурной жизни. Всего в его творческом багаже сегодня более 20-ти книг и более тысячи статей. Наиболее заметными трудами Аннинского являются многолетняя работа о жизни и творчестве Льва Толстого «Охота на Льва», которая также стала сценарием для одноименного цикла телепередач, критико-биографический труд о Николае Островском «Обрученный с идеей», несколько книг о писателях — современниках Николая Лескова: «Лесковское ожерелье», «Три еретика».

Большую часть наследия Льва Александровича составляют литературно-художественные книги, в которых он осмысляет жизнь реальных героев культурной жизни России разных эпох. К таким работам относятся книги: «Локти и крылья» о литераторах и литературе 80-х годов ХХ века, «Серебро и чернь» о творцах Серебряного века и их взаимоотношениях, «Шестидесятники и мы» о российском кинематографе.

 
 Фото: Fb.ru 

На протяжении всей своей жизни Лев Александрович продолжал дело своего деда и писал историю своего рода. Это стало его увлечением, долгом перед семьей, призванием. Так, Аннинский написал еще 15 томов о судьбе своих предков. Изначально этот труд предназначался только для чтения в кругу семьи. Но постепенно из эпопеи о жизни семьи эта летопись стала превращаться в портрет эпохи. Книги о семье — это не просто хронология событий, это собрание многочисленных семейных преданий, исследование характеров предков и поиск фактов и документов о жизни людей разных периодов. Семья Аннинского велика, в ее круг включены многочисленные родственники.

За свою долгую творческую жизнь Лев Аннинский получил немало наград. Среди них немало литературных премий, в том числе Лермонтовская премия, премия им. Корнилова. Кроме того, он обладатель премий ТЭФИ, имени Александра Невского «России верные сыны», Правительства РФ в области СМИ. В 1990 году Лев Александрович получил Орден «Знак почета».

Интересные факты и цитаты

В возрасте пяти лет Аннинский снялся в эпизодической роли в фильме Татьяны Лукашевич «Подкидыш» и произнес диалог, написанный Агнией Барто. Главная героиня спросила, кем он хочет быть. «Танкистом», — ответил мальчик. — «Нет, ты маленький». — «Пограничником», — сказал его герой. — «Нет, ты маленький», — уперлась девочка. — «Ну тогда пограничной собакой», — сказал Лев.

Став уже известным критиком, Аннинский в шутку называл себя пограничной собакой: «у меня такая позиция, я вынюхиваю связи, как собака, а сам — ни с правыми, ни с левыми». 

 
 Лев Аннинский. Кадр из фильма «Подкидыш» 

Многие начинающие поэты, писатели, прозаики благодарны Аннинскому за доброту. Будучи большим авторитетом, он никогда не отказывался прочесть книгу начинающего автора. И не просто читал — но и обязательно писал рецензию, в которой никогда не ругал, а находил, за что похвалить. Он был мастером благожелательной критики и многие даже очень слабые авторы могут похвастать книжечкой собственных стихов с напутственными словами самого Льва Александровича.

Но при всей своей доброте и лояльности, критик имел весьма критичное мнение о современной литературе. Он считал, что последние великие вещи нам создала советская литература, а то, что происходит сейчас — не литературный процесс, а «процесс раздачи денег»: «Современные писатели научились писать хорошо, научились развлекать, но им все равно до смысла жизни. А я именно его ищу. Остальное мне неинтересно».

Он не имел в виду, что у нас перевелись хорошие писатели. С его точки зрения, из одних только пишущих людей невозможно составить литературу: «Вот будет страдание — будет и великая литература. А нынешняя занимается удовлетворением потребностей: отдохнуть, почитать и выбросить».

«Я задумываюсь над появлением твиттеров, СМС. У литературы стало такое короткое дыхание… Но знание от нас не уйдет. Такое уже было на рубеже веков. Читайте Флоренского. Киевская Русь мыслила цветом икон. После Державина страна стала мыслить словом. И в наше время придет что-нибудь новое», — цитирует Аннинского «Комсомольская правда».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале