В мире отмечается День ручного письма

Эту дату придумала Ассоциация производителей пишущих инструментов, чтобы в век супер-технологий не позволить человечеству забыть о таком важном навыке — писать рукой.
 
 Фото: iStock 

Каждый год 23 января в мире отмечается День почерка или День ручного письма (National Handwriting Day), который учрежден с целью напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нем, о неповторимости почерка каждого человека.

Растущая с каждым годом популярность компьютеров, электронной почты и электронных блокнотов, СМС, наборов стикеров с напечатанными фразами-подсказками, а также других средств быстрого общения постепенно уводит современного человека от возможности выразить свои мысли, написав их собственноручно. Возможно, в недалеком будущем письмо или открытка, написанные «от руки», станут желанным приобретением.

Инициатором учреждения Дня почерка выступила Ассоциация производителей пишущих принадлежностей (Writing Instrument Manufacturers Association, WIMA), которая и провозгласила датой «рукописного» праздника 23 января.

В этот день родился один из видных американских государственных деятелей — Джон Хэнкок (John Hancock, 23 января 1737 — 8 октября 1793), который первым поставил свою подпись под Декларацией Независимости. Подпись Хэнкока была крупной и размашистой, что и прибавило авторитета ее автору.

История развития ручного письма исчисляется тысячелетиями, и, возможно, на протяжении такого же времени люди пытались определить характер того или иного человека по почерку. Свои мысли о связи почерка с духовным миром человека высказывал и Аристотель, и великие итальянцы эпохи Возрождения.

В 1875 году французский аббат Жан Ипполит Мишонер впервые употребил термин «графология» (др.-греч. γράφω — пишу и λόγος — учение), которым сегодня определяется область знания о почерке и методах его исследования в связи с психическим состоянием личности. Большой вклад в теорию графологии внес немецкий философ и психолог Людвиг Клагес (Ludwig Klages, 1872-1956).

Современные ученые называют семь основных характеристик почерка, по которым можно создать портрет человека, — размер букв, их наклон и форма, направление почерка, интенсивность нажима, характер написания слов, общая оценка почерка. Графологи полагают, что между особенностями почерка и чертами характера обязательно должна существовать связь, потому что человеческий мозг подсознательно «водит» рукой пишущего. Работой мозга, кстати, они объясняют и то, что при взрослении и изменении характера почерк человека также меняется.

Как известно, весьма важным орудием почерк стал для криминалистов. Цель экспертов почерковедения — установить подлинность того или иного документа. Специалисты по научной экспертизе документа должны в совершенстве знать разнообразные стили написания. Они тщательно изучают все характеристики почерка, чтобы точно установить личность писавшего.

Может ли умение красиво писать возродить здоровое общество?

По словам сотрудника Современного музея каллиграфии Ирины Корниловой, в 2008 году, когда создавался этот музей, вопроса «Как связано красивое письмо и здоровое общество?» у общества еще не возникало. Сегодня же его задают постоянно.

«А еще раньше, людям и вовсе голову не приходило — зачем писать от руки, потому что они только так и писали. Может быть вы помните, что когда-то мы все писали письма — бабушкам, подружкам, записки в школе. Обязательно своей рукой и подписывали открытки своим близким и знакомым. И это была не просто красивая традиция, а единственная возможность для школьника сделать близкому человеку очень теплый и трепетный подарок — купить открытку и подписать», — цитирует Корнилову «Российская газета».

 

По ее мнению, роль письма от руки по-настоящему общество стало оценивать только сейчас, но полностью осознать последствия минимизации ручного письма, еще не может. Современный музей каллиграфии был создан в 2008 году для того, чтобы развивать искусство красивого письма и формирования здорового и красивого общества. Чтобы поддержать эту красивую цель, организаторы создали школу каллиграфии на базе музея.

«Школа существует уже десять лет, но в последнее время к нам обращается очень много родителей, встревоженных тем, что они не могут прочитать, что написали их дети. Ведь почерк — это видимая характеристика состояния ребенка. Мы видим, что ребенку очень трудно сосредоточиться. Популярный сегодня термин «гиперактивность» стал для нас сегодня очень привычным. Эта проблема сложно поддается корректировке. Но вернуть ребенка к спокойному, сосредоточенному, внимательному и красивому письму можно достаточно просто — 15 минут ежедневного спокойного письма. Если ребенок начнет больше уделять внимания рукописному письму, то можно увидеть изменения в психологическом состоянии ребенка. Этот эффект обнаруживается не сразу, нужно время. Со временем ребенок почувствует удовлетворение от того, что он берет в руку перо, пишет и получается красиво, понятно, это нравится окружающим и только тогда родители почувствуют, что он становится спокойным», — рассказала Ирины Корнилова.

Она напомнила, что по мнению ученых, ручное письмо напрямую развивает мозг: «В этом смысле, каллиграфия, искусство красивого письма, как ни странно, оказывается полезнее любого ручного труда, связанного с мелкой моторикой. Также известно, что письмо отражает характер и темперамент человека. Занимаясь ручным письмом мы сможем скорректировать свои эмоциональные состояния. Психологи говорят, что через почерк можно отрабатывать свои эмоциональные нагромождения. Возьмите перо, бумагу и через некоторое время вы увидите, что становитесь спокойней».

«Нам всем сегодня очень не хватает эмоционально-сенсорного удовольствия. Поэтому мы возвращаемся к бумажным книгам, ручному письму и к природе. Но при современном интенсивном графике жизни, вырваться на природу могут не все. И тогда снять напряжение поможет перо и бумага», — заключила Ирина Корнилова.

Риски для мозга в случае отказа писать руками

Отказ писать руками может привести к ухудшению памяти, отразиться на развития головного мозга, и повлиять на психическое здоровье и поведение человека. К такому выводу пришли психологи, графологи и криминалисты.

Каллиграф Юрий Ковердяев заявил РИА Новости, что рукописное письмо — это важная функция не только для развития мелкой моторики, но и для развития через нее мозга.

 
 Фото: ТАСС 

Он также отметил, что если человек перестает писать, то у него начинает атрофироваться определенная часть мозга: «Это опасно для детей, и в дальнейшем для их детей. Если сейчас дети не привыкнут писать, они своих детей уже не будут приучать к этому».

При этом Коверядев отметил, что с развитием новых технологий и разных устройств, человек перестает даже печатать на клавиатуре и набирать на телефоне, делая это при помощи голоса: «К сожалению, это еще дальше отталкивает нас от необходимости просто писать».

«У меня такое опасение, что ручное письмо уйдет в разряд увлечений: то, что музыка, то, что рисунок, сейчас, по-моему, фотографией занимается народ больше, чем ручным письмом. Постепенно это все, к сожалению, уходит. Люди все меньше пишут руками», — добавил каллиграф.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале