Вузы и колледжи сделают упор на практику

В законе «Об образовании в РФ» появился новый термин — «практическая подготовка». Поправки вступают в силу в июле 2019 года.
 
 Фото: «Российская газета» 

По статистике, среднее профессиональное образование (СПО) в России получают более трех миллионов ребят: около 60% сразу после школы идут в 3,3 тыс. колледжей и 350 вузов, ведущих подготовку по программам СПО. Однако, как отмечают работодатели, молодых специалистов приходится доучивать и переучивать.

Западный опыт

На Западе давно нашли решение проблемы. Учиться, не отрываясь от производства, — на этой идее построена система дуального обучения в Швейцарии, Германии, Австрии. В России тоже начались серьезные подвижки, сообщает «Российская газета».

По словам ведущего научного сотрудника Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС Екатерины Есениной, сейчас создаются предпосылки для более тесной связи среднего профессионального и высшего образования с работодателями: «Так может быть снята одна из серьезных проблем. Раньше, чтобы взять студентов на практику по договору сетевого взаимодействия, предприятие должно было оформлять лицензию на образовательную деятельность — то есть выполнить огромное количество непрофильных для себя требований. И на это жаловались и работодатели, и колледжи, и вузы. Внесенная поправка подчеркивает, что вести практическую подготовку студентов на предприятиях можно будет и просто по договору о сотрудничестве».

Однако, отмечает Есина, важно не только снять лицензионный барьер, чтобы предприятие смогло обучать студентов «под себя». Необходимо дать возможность бизнесу влиять на образовательные программы: включать в них свои модули и компетенции, увеличивать долю практики: «В российском перечне профессий и специальностей СПО около 600 позиций. Безусловно, их нужно сокращать и укрупнять, это мировой тренд».

 
 Фото: РИА Новости 

По такому принципу построены программы в Швейцарии. Профессий и специальностей там в системе профобразования почти в три раза меньше. Есть, к примеру, полимеханик. На него нужно учиться четыре года. Но один студент работает в авиакомпании, обслуживая самолеты, а другой — на производстве промышленных роботов. При этом у обоих единая общепрофессиональная база. И оба получат одинаковый диплом об образовании, но с разной квалификацией.

Три четверти 15-летних выпускников школ Швейцарии идут получать именно среднее профобразование. Главенствует принцип: вначале выбирают не учебное заведение, а именно место стажировки. Нашел готовое тебя обучать предприятие — считай, поступил. В целом стажировки находят 95% выпускников средней школы: в систему образования включено 40% всех работодателей страны.

Как правило, четыре дня в неделю швейцарские студенты проводят на производстве. Работают и получают зарплату. А параллельно осваивают теорию в профессионально-технической школе (аналог наших техникумов и колледжей), изучают экономику, право, языки, профильные предметы. До 70% остаются работать на том же предприятии. Многие потом, не отрываясь от производства, поступают в высшие технические школы и академические вузы.

Дуальное образование в России

Попытки внедрить такую систему в России были. Пять лет назад Агентство стратегических инициатив запустило системный проект «Подготовка рабочих кадров на основе дуального образования» в 13 пилотных регионах: 150 колледжей и техникумов, более 57 тысяч студентов и 1100 предприятий. До 50% всего учебного времени российские студенты-дуальщики тоже проводят на производстве. И на некоторых предприятиях, например в Челябинской области, 70% остаются работать после учебы.

По словам ректора белгородского Института развития образования Альбины Бучек, очень мощно этот проект выстрелил в Белгородской области, где над каждым колледжем взял шефство свой якорный работодатель: «На уровне руководства региона заключены соглашения с 25 крупнейшими работодателями о подготовке кадров. Предприятие закупает в техникум, колледж или в собственный учебный центр самое современное оборудование».

Уже на втором курсе, когда закончатся общеобразовательные предметы, ребята стажируются на площадке работодателя. Им назначают наставников из числа опытных сотрудников, оплачивают питание, спецодежду, иногда проживание. И что самое важное, назначают свою стипендию — до семи тысяч рублей. То есть вкладывается в кадры работодатель очень серьезно. Ему это выгодно.

 
 Фото: Postupi.online 

Все чаще о внедрении дуальной системы задумываются не только колледжи, но и вузы. К примеру, Московский авиационный институт планирует открыть такие программы для среднего профобразования.

«Идет кардинальная трансформация рабочих профессий. Мастер по уровню подготовки приближается к инженеру, который может управлять высокотехнологичным оборудованием. Сейчас, к примеру, мы прорабатываем вопрос организации дуального обучения совместно с НПО «Энергомаш»: не только практика, но и часть теоретических курсов будет вынесены за пределы образовательной организации», — рассказал изданию директор филиала «Ракетно-космическая техника» МАИ в городе Химки Московской области Алексей Авдеев.

По словам специалистов, если в стандартном варианте адаптация молодого профессионала может занимать до полугода, то при дуальном обучении новый сотрудник адаптируется примерно за месяц. Это решит старую проблему: отрыв обучения от реального производства.

По мнению руководителя управления регионального стандарта и внедрения демонстрационного экзамена Союз «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) Даниила Уфимцева, практика дуального обучения возможна, если в регионе есть крупный работодатель — заказчик, который заинтересован в молодых специалистах и готов в них вкладываться: «Таких все больше. К примеру, демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills проводит уже почти половина российских колледжей. Ребята показывают все, чему научились, на передовом производственном оборудовании. В 2019 году уже более двух тысяч предприятий участвовали в таком экзамене — направляли своих экспертов, предоставляли расходные материалы, свое оборудование и площадки. И затем смогли выбирать себе лучших выпускников».

Отмечается, что Минпросвещения планирует скорректировать программы СПО под нужды малого и среднего бизнеса. Об этом сообщила пресс-служба ведомства со ссылкой на главу министерства Сергея Кравцова.

«Совместными усилиями необходимо скорректировать программы среднего профессионального образования, чтобы обеспечить подготовку востребованных кадров для малого и среднего бизнеса, а также специалистов рабочих специальностей», — заявил он на встрече с руководителями муниципальных органов управления образованием.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале