Умер писатель-фронтовик Юрий Бондарев

Он был автором таких знаменитых произведений, как «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег», «Тишина» и «Берег».
 
 Фото: ТАСС 
Юрий Бондарев скончался в Москве на 97-м году жизни, сообщает ТАСС.

15 марта Юрий Васильевич отметил 96-летие. А в преддверии ответил на несколько вопросов ТАСС. Он очень ждал 75-летие Великой Победы, отмечал, что 9 мая всегда встречает со смешанными чувствами: «Как праздновать Победу? Грустно или радостно? Для меня в этот день оба чувства неотделимы, но главный аккорд, который слышит вся планета: "Мы победили!" Жертвы были не напрасны, мы помним о них "со слезами на глазах", они рядом <...> Не ради слез, а ради наших улыбок стали они и положили они свои юные жизни на защиту Отечества как воины — гордые, смелые, храбрые, бессмертные».

Рассуждая об исторической памяти, Бондарев отмечал, что видит попытки перечеркнуть уроки войны. Он также указал на опасность разрыва поколений. Он подчеркивал, что люди не только «заблудились» в событиях военных лет, но и утратили живую нить, которая связывала их с победой дедов. По его словам, новой объединяющей силой стала акция «Бессмертный полк».

Народный артист РСФСР Александр Збруев назвал литератора «настоящим и великим гражданином нашей страны»: «Он отдал в своей жизни людям очень много хорошего, Я снимался в его картине "Батальоны просят огня". Это человек, который сам прошел войну, кровь, страдания, который за свою жизнь сделал много хорошего. Пусть земля ему будет пухом».

В свою очередь зампред комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов, внук писателя Михаила Шолохова, отметил, что кончина Бондарева является «действительно серьезной утратой»: «Это фактически один из последних известных фронтовиков, прославившихся не только в литературе, но и в экранизациях. К сожалению, это очень символично, потому что уходят последние из этого поколения».

«Человек, который сам прошел войну»

Юрий Васильевич Бондарев родился в 1924 году в Орске Оренбургской области. В 1931 году его семья переехала в Москву.

В 1941 году Юрий Бондарев участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Десятый класс он окончил в эвакуации.

Летом 1942 года был направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в Актюбинск (Казахстан). В октябре 1942 года был направлен под Сталинград (ныне Волгоград) и зачислен командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Позже служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. Дважды был ранен.

 
 Фото: РИА Новости

С января 1944 года Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии. После окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям.

Фронтовой путь будущего писателя был отмечен орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и рядом польских наград.

С 1949 года первые рассказы писателя выходили в популярных журналах «Смена», «Огонек», «Октябрь».

В 1951 году Юрий Бондарев окончил Литературный институт имени Горького и был принят в Союз писателей.

В 1953 году вышел первый авторский сборник рассказов Бондарева «На большой реке». Вскоре Бондарев стал одним из наиболее печатающихся авторов в СССР. Тематика его первых произведений — война глазами рядового участника, психология человека на войне, нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях. Этой теме посвящены повести «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959) и роман «Горячий снег» (1969).

В последующие годы художественно-философское осмысление писателя было углублено связями человека и времени, истории страны и мира. В этом ключе написаны роман «Тишина» (1962), сборник рассказов «Поздним вечером» (1976).

Перу Бондарева принадлежат романы «Двое» (1964), «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999) и повесть «Родственники» (1969).

Юрий Бондарев — автор книг литературных статей «Поиск истины» (1976), «Взгляд в биографию» (1977), «Хранители ценностей» (1978).

В 2004 году вышел его роман «Без милосердия».

Многие десятки лет писатель продолжал работать над циклом миниатюр, получившим название «Мгновения».

Произведения Бондарева переведены на 70 языков. По повестям и романам писателя были сняты художественные фильмы «Последние залпы» (1960), «Тишина» (1963), «Горячий снег» (1972), «Берег» (1983), «Батальоны просят огня» (1985), «Выбор» (1987) и «Тишина» (1992).

 
  Фото: ТАСС

Юрий Бондарев являлся одним из соавторов (совместно с Юрием Озеровым и Оскаром Кургановым) сценария киноэпопеи «Освобождение» (1968-1972), посвященной ключевым сражениям Великой Отечественной войны. За эту работу Бондареву в 1972 году была присуждена Ленинская премия. С Юрием Озеровым и Збигневым Залуским Юрий Бондарев также написал сценарий сериала «Трагедия века» (1993) о Второй мировой войне.

В 1959-1963 годах наряду с писательской деятельностью Юрий Бондарев был членом редколлегии, редактором отдела литературы и критики «Литературной газеты», в 1961-1966 годах — главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм».

Бондарев также вел активную общественную деятельность. В 1971 году он был избран первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, в 1990-1994 годах являлся председателем Союза писателей России. В 1991-1999 годах работал сопредседателем Международного сообщества писательских союзов.

В 1974-1979 годах возглавлял Всесоюзное добровольное общество любителей книги.

В 1944 году Юрий Бондарев вступил в Коммунистическую партию и оставался в ней до распада СССР. Писатель избирался депутатом Верховного Совета РСФСР девятого и десятого созывов.

В 1984-1989 годах был заместителем председателя Совета национальностей Верховного Совета СССР, в 1990-1991 годах входил в ЦК Компартии РСФСР.

С 1963 года Бондарев является членом Союза кинематографистов.

Творчество писателя было отмечено многочисленными советскими и российскими наградами. В 1984 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он являлся лауреатом Ленинской премии, двух Государственных премий СССР (за романы «Берег» и «Выбор»), Государственной премии РСФСР (за сценарий фильма «Горячий снег»). Был награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Также был удостоен многих наград иностранных государств. Ему были присуждены премия имени Льва Толстого (1993), Международная премия имени Михаила Шолохова (1994) и др.

В 1994 году Юрий Бондарев был награжден орденом Дружбы народов, но отказался принимать награду.

В 2013 году писатель стал лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» в почетной номинации «Современная классика».

В 2015 году Бондареву была присуждена Патриаршая литературная премия имени Кирилла и Мефодия.

 
 Вручение Бондареву Патриаршей литературной премии. Фото: Сергей Власов

«Бронебойные снаряды вместо учебников». О главных произведениях Юрия Бондарева

Научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков рассказал ТАСС о том, почему к историям писателя хочется возвращаться вновь и вновь.

Самое первое мое знакомство с творчеством Юрия Васильевича Бондарева произошло в детстве. Я смотрел художественные фильмы, поставленные по его романам и повестям, где он был также и автором сценария. Помню, как в последних классах школы шел мимо одного из магазинов, где продавались телевизоры, там показывали фильм «Батальоны просят огня». Все мое внимание невольно сосредоточилось на экране. Фильм завораживал, обращал на себя внимание, я его смотрел, несмотря на то, что у меня не было свободного времени. Фильм трогал за сердце. Это было первое знакомство.

Истории о главном событии XX века

Бондарев пишет о вечном. Его произведения всегда заставляли задуматься о самых важных вещах в жизни человека: о добре и зле, о подвиге и героизме.  Конечно, они повлияли на мою дальнейшую судьбу, поскольку это были рассказы человека, который непосредственно участвовал в войне, пережил все и сумел донести свои чувства до нашего поколения. Это были истории, навеянные яркими драматическими сюжетами, связанные с самым главным событием истории XX века. Истории о том, как мы победили фашизм и принесли свободу всему Европейскому континенту.

Юрий Бондарев не только написал «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Берег», но и участвовал в создании знаменитой киноэпопеи «Освобождение», которая дала очень широкую и значимую картину Великой Отечественной войны, показала решающую роль Красной армии в освобождении народов Европы.

 
Кадр из фильма «Батальоны просят огня»

Бондарев внес огромный вклад и в нашу, и в мировую литературу. Он продолжает лучшие традиции отечественной классики, где вопросы о добре и зле, об истинных ценностях человеческой жизни поставлены остро и ярко. Его творчество — продолжение творчества Достоевского, Толстого, других наших великих писателей. Вспомните те несколько дней Великой Отечественной войны, описанных в романе «Горячий снег». Там перед нами проходит «спрессованная» человеческая жизнь, раскрывается огромный духовный мир людей, вставших на защиту своей страны.

Человек в экстремальных условиях

Беззаветная любовь к Родине пронизывает все его произведения. Что бы ни случилось, что бы ни происходило, главное для его героев — отстоять Отчизну, положить за нее свою жизнь, если это потребуется. Рассказ о взаимопомощи, взаимовыручке на войне — этот сюжет характерен для многих писателей, которых мы сейчас относим к так называемой «лейтенантской прозе». Бондарев в этом ключе ставит главные вопросы бытия человека, который находится в экстремальных условиях.

В своих воспоминаниях писатель подчеркивал, что образование он получил не за школьной партой или в аудитории, а в холодных окопах, у него не было конспектов или учебников, у него были только бронебойные снаряды. Действительно, его душа была переполнена и трагизмом, и героизмом, который он сам, фронтовой офицер, доносил уже после войны до следующих поколений.

Он писал правду. Когда началась война, Бондареву было 17 лет, и он вместе с другими такими же юношами рыл окопы под Смоленском. Потом в 1942 году он стал курсантом пехотного училища в Актюбинске, очутился под Сталинградом как раз в тот момент, когда танки Манштейна пытались прорвать наше кольцо вокруг окруженной 6-й немецкой армии Паулюса. Юрий Бондарев в составе 2-й гвардейской армии участвовал в отражении этого удара. Эти подлинные события декабря 1942 года и описаны в романе «Горячий снег». Схватка была жестокой. В ней Бондарев получил ранение, лечился в госпитале.

После он участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева, был еще раз ранен — под Житомиром, освобождал Европу. После войны писатель поступил в Литературный институт имени Горького и фактически уже с конца 1940-х годов начал печататься. Все пережитые моменты Великой Отечественной войны и стали основным лейтмотивом всего его творчества.

На 70 языках мира

Свою повесть «Батальоны просят огня» Бондарев создал в 1957 году. Сюжет обращает читателей к боям за плацдармы на правом берегу Днепра, за которые сражались советские батальоны. Была задача — отвлечь внимание немцев от основного удара на город Днепров, под которым в повести подразумевался Киев. Батальоны получали только ограниченную поддержку со стороны главных сил, но героически сражались, большинство солдат погибли… Бондарев ставит вопрос о жертвах войны, жертвах, которые понес советский народ ради достижения Победы. В произведении наглядно показано, сколько крови и пота мы пролили, сколько потерь понесли ради достижения этой Великой Победы, насколько это было сложно и тяжело.

 
 Кадр из фильма «Горячий снег»

Воспроизведенная правда войны подкупает, показывает, что суждено было пережить писателю. Но мы понимаем, что главным для него и всех его боевых товарищей, всего нашего военного поколения была Победа. И мы ее достигли несмотря ни на что. Мы все преодолели, все прошли, показали всему миру несгибаемую стойкость советского человека. Неслучайно, что его произведения были переведены на 70 языков мира. Вклад Юрия Бондарева в мировую литературу состоит еще и в том, что иностранный читатель лучше узнает то, что происходило в годы войны на советско-германском фронте, как тяжело доставалась нам Победа, и то, что решающий вклад в нее был именно за Красной армией.

Лучше понимаем предков

Читают ли Бондарева сегодня? Не только читают: проходят выставки его книг, открытые уроки и семинары по его творчеству. Знаю, что молодежь интересуется этими книгами, потому что это живой интересный язык. Мой критерий значимости книги такой: когда перевернул последнюю страницу, надо задать себе вопрос: хочется ли перечитать ее еще раз? К хорошо знакомым произведениям Бондарева хочется возвращаться вновь и вновь. Причем читаешь их с таким же удовольствием, как будто в первый раз. Последний раз я перечитывал «Горячий снег» в прошлом декабре.

Конечно, эти книги надо читать, потому что мы лучше узнаем, чем дышали наши предки. Это как раз и есть преемственность поколений — понять мысли твоих предшественников, понять их заботы, сравнить их жизнь с тем миром, в котором ты живешь сегодня. Это означает также глубже осознать, что ты еще должен сделать, чтобы стать хоть немножко похожим на наших героических дедов и прадедов. Книги Бондарева побуждают мыслить, побуждают к действию, побуждают к тому, чтобы лучше относиться к людям, окружающим тебя, к своим близким.

Мой интерес к Великой Отечественной войне начался с нескольких книг, которые я прочел еще в школе. Кроме книг Бондарева, это книги Владимира Богомолова — например, роман «В августе 44-го», основанный на реальных событиях и рассказывающий о борьбе нашей контрразведки против диверсантов врага в тылу. Ее тоже можно перечитывать по многу раз. И конечно, это книги Константина Симонова. Так, в произведении «Живые и мертвые» затрагиваются вопросы и о трагедии начала войны, и об источниках нашей Победы в 1945 году. После «Живых и мертвых» я прочитал его книгу «Разные дни войны. Дневник писателя», на которой во многом и основывались «Живые и мертвые». Советую каждому прочитать этот дневник, потому что он глубже раскрывает не только события Великой Отечественной войны, но и характер нашего человека.

Хочется пожелать, чтобы наше молодое поколение больше читало интересных произведений о Великой Отечественной войне, глубже познавало через них нашу историю, любило ее. Чтобы мы все были достойны подвигов литературных героев, которые, безусловно, основаны на реальных событиях тех огненных лет.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале