Карантин онлайн. Как учатся студенты на самоизоляции

В разгар пандемии коронавирусной инфекции студентам и преподавателям пришлось привыкать к новому формату. Как проходит дистанционное обучение в разных вузах? Довольны ли студенты, ведь учиться теперь можно, не покидая мягкой постели? Каково в таких условиях преподавателям и станет ли онлайн-обучение нашим будущим? Разбиралась корреспондент «ТД».
 
 Фото: Topobrazovanie.ru 
Все студенты отмечают, что «дистанционка» сильно экономит время. Москва — город бешеного темпа, зачастую на дорогу от дома до университета уходит больше часа. Два с лишним часа в день для одних — возможность отдохнуть и посвятить время хобби, для других — шанс наверстать упущенное: к примеру, закрыть «хвосты».

— Я стараюсь тратить сэкономленное время с пользой, — рассказывает Алена Журавлева, первокурсница факультета журналистики МГУ из Тольятти. — Например, проводить больше времени с семьей. Это особенно актуально для нас, иногородних студентов.

Ректор Московского университета Виктор Садовничий 19 марта рекомендовал студентам из регионов поехать домой на время карантина.

— Мы не будем ограничивать возможность проживания в общежитиях — пожалуйста, живите. Но есть просьба, она разумна. Если есть возможность, езжайте домой, — отметил ректор в специальном обращении, обещав оплатить проезд тем, у кого возникнут трудности. Он пояснил, что это не обязательное требование, а «просто совет старшего». По данным пресс-службы университета, к совету прислушались 80% иногородних студентов МГУ — почти 13 тысяч человек.

А в МГИМО приказ о расселении общежития появился 16 марта. Из-за общественного резонанса разрешили остаться иностранным студентам и тем, кто испытывает трудности с покупкой билетов.

Где — как?

Дистанционное обучение пришлось вводить экстренно: ни один вуз не был к этому полностью готов. Для такого режима требуется обучить преподавателей новой системе, наладить процесс отправки и проверки домашних заданий, разработать расписание — буквально построить учебный процесс заново. Кроме того, нет единой платформы для дистанционного обучения — вузам приходится довольствоваться общедоступными программами: Skype, Zoom, YouTube и так далее.

— Мы все зарегистрированы в корпоративной почте Microsoft, — рассказывает Дарья С., студентка филологического факультета РУДН. — Лекции проходят в специальной программе Microsoft Teams. Многие преподаватели выкладывают презентации и материалы на специальном университетском сайте, куда мы присылаем свои домашние задания. Теперь мы отвечаем на вопросы по лекциям в электронной форме и проводим онлайн-семинары, на которых читаем и обсуждаем доклады.

Многие преподаватели сами записывают лекции и загружают их на YouTube, присылают онлайн-тесты по электронной почте или в мессенджерах. В МГУ, например, не рекомендуется использовать для дистанционного обучения социальные сети и мессенджеры типа WhatsApp или Viber: связь преподавателей со студентами осуществляется через электронную почту, а семинары разрешено проводить в Skype, Zoom, WebEx, Join.me.

 
 Фото: Newsae.ru 

Платформа Zoom, созданная для удаленной конференц-связи, обрела популярность именно в разгар карантина. Компания существует уже почти 10 лет, однако только сейчас стала одним из самых востребованных сервисов в учёбе. Еще в прошлом году она предусмотрела план работы в чрезвычайных условиях и теперь сняла ограничения на бесплатные видеочаты для школ и вузов, пока карантин не закончится.

По словам студентки Высшей школы экономики Анны Б., в ее вузе Zoom активно используют — это легко и удобно, а качество связи лучше, чем в других сервисах. А вот Алена Журавлева жалуется, что онлайн-платформы постоянно зависают.

— Я не знаю идеальной платформы, где могли бы быть собраны воедино домашние задания, лекции, семинары, — говорит Алена. — Все очень разбросано, начинаешь путаться: разные почты, разные дедлайны, нет общего расписания.

Анна Б. также сетует на отсутствие точности в расписании онлайн-занятий. Хотя формально принято решение придерживаться обычного факультетского расписания, на практике возникают сложности из-за качества связи или технических ограничений: у всех разные гаджеты, интернет-провайдеры и уровень компьютерной грамотности. Нередко существенная часть занятия уходит на настройку соединения.

— Стоит, быть может, заранее научить всех пользоваться обучающими платформами, — размышляет Дарья С., — чтобы не тратить время на настройку. Также хотелось бы наладить систему оповещений о предстоящих лекциях.

Дистанционная медицина и онлайн-режиссура

Перешли на онлайн-обучение и в медицинских вузах.

— Каждый преподаватель отправляет нам список заданий на неделю, — рассказывает первокурсница лечебного факультета Сеченовского университета Анастасия Вергара, — и после отмены карантина все проверят. Нам также сделали сайт, где есть специальные курсы лекций и тесты.

Но возможно ли дистанционно учить практическим профессиям?

— Конечно, медицинский профиль требует наглядности, — объясняет Анастасия, — но большую часть времени студенты зубрят огромные тома научной литературы. Теоретические предметы гораздо удобнее учить дома, где никто не отвлекает.

Девушка согласна, что, когда нет наглядности, многие предметы неэффективны — к примеру, анатомия, где студенты практикуются на кадаврах (профессиональное обозначение мёртвого тела у медиков — «ТД»). Но руководство университета пообещало возместить упущенные часы после окончания карантина.

Анна Б. учится на режиссера, и это тоже предполагает практические занятия, съемки, работу с людьми. Девушка жалуется, что в условиях самоизоляции мотивация к учебе снижается.

— Я не вижу глобальных недостатков дистанционного обучения, — говорит Анна, — но из-за такого формата у меня сбивается режим дня, нарушается рабочая атмосфера. Я не могу практиковаться, а нам просто необходимо работать в команде, брать в университете оборудование. Остается только снимать видео в TikTok…

 
 Фото: Newsae.ru 

Дарья С. учится на психолога и признает, что ее специальность также не полностью совместима с дистанционным обучением.

— Есть предметы, где мы изучаем теорию, — говорит она, — и здесь разницы нет, присутствуешь ты в университете или слушаешь дома. А есть семинары, где мы ведем дискуссию, обсуждаем кейсы и каждый высказывает свое мнение, а преподаватель слушает и объясняет ошибки. Это огромный плюс живого общения, который не может дать обучение онлайн.

Когда нет прямого контакта с преподавателем, ему сложно анализировать работу студента, считает Дарья. По мнению девушки, живое общение увеличивает интерес к учебе, а онлайн — исключает дискуссию между студентом и преподавателем.

А вот Алена Журавлева уверена, что ее специальность вполне совместима с дистанционным форматом.

— Мы привыкли целый день держать ноутбук в руках, жить в соцсетях, — говорит студентка-журналистка. — Я могу учиться в таком формате, хотя это очень неэффективно. Но нам однозначно повезло: я не представляю, как учатся химики или музыканты…

При этом Алёна признается, что испытывает всё большую потребность в живом общении:

— Нет университетской атмосферы, чувствуешь себя немного одиноко. Плюс домашних заданий стало гораздо больше. Приходится много работать самостоятельно.

Учеба на диване

Слушать поточные лекции в записи очень удобно: с одной стороны, дома никто не отвлекает, с другой — обратиться к ним можно в любое удобное время, а не в 9 утра, как это могло стоять в расписании. К тому же непонятные моменты в записи можно прокрутить несколько раз — а значит, не нужно конспектировать.

Но такое удобство требует высокой организованности, которую, увы, молодые люди демонстрируют редко.

— Большой минус дистанционного обучения для меня касается самоорганизации, — признается Анастасия Вергара. — Мне трудно взять себя в руки и начать работать.

 
 Фото: Topobrazovanie.ru 

— Дома ты привык расслабляться, — добавляет Алена Журавлева. — Дома нет расписания, начинаешь жалеть себя и лениться. А в университете заряжаешься мотивацией и энергией от других людей.

Но раз такой формат неизбежен, его можно воспринимать как отличную тренировку силы воли. Тем более, что с другими — физическими — тренировками стало сложнее. Весь день студент «привязан» к компьютеру, прогулки на свежем воздухе в Москве запрещены — все это не слишком благоприятно влияет на здоровье.

— Конечно, движения и активности нашей жизни стало куда меньше, — говорит Алена. — Но мы нашли своеобразный выход из положения: по физкультуре снимаем видеоразминки, отправляем их преподавателю в качестве домашней работы.

А преподавателям каково?

В первые дни дистанционного обучения многие преподаватели, особенно пожилые, ездили в пустые университеты, чтобы записывать лекции на видео и отправлять их студентам. Но вскоре стало понятно, что именно для людей старше 65 лет, которые тяжелее всех переносят коронавирусную инфекцию, дорога до университета может оказаться роковой. В то же время проводить онлайн-семинары или прямые эфиры люди старшего поколения часто не умеют.

— С некоторыми преподавателями трудно связаться, — рассказывает Анастасия Вергара. — Наш университет сейчас пытается решить эту проблему. Для многих «возрастных» преподавателей проблемой оказывается даже смартфон.

Кто-то привлекает для помощи с компьютером детей и внуков, кто-то просто ждет окончания карантина, диктуя студентам домашние задания по телефону. К некоторым лекторам приезжают операторы из университета и записывают лекции прямо из дома. Однако это очень трудоемкий процесс, к которому готов далеко не каждый вуз и не каждый преподаватель.

Доценту кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ Михаилу Штудинеру 73 года. Всю жизнь он учил студентов в классической форме: аудитория, доска, живые эмоции. Но дистанционный формат один из ведущих российских специалистов по орфоэпии воспринимает как возможность научиться новому.

— Особых трудностей, обусловленных отсутствием непосредственного контакта с аудиторией, я не ощущаю, — рассказывает Михаил Абрамович. — Конечно, разбираться со Skype было трудновато, но студенты мне помогли освоиться.

 
 Фото: Newsae.ru 

По мнению Штудинера, преподавание — это процесс передачи энергии, а среда здесь не так уж и важна.

— Безусловно, это делать легче, привычнее, когда видишь всех одновременно, — говорит он. — Мгновенно чувствуешь реакцию. Но и дистанционно есть возможность активизировать внимание студентов, задавая в быстром темпе поочерёдно каждому вопросы. Разговаривая из своей квартиры со студентами, которые тоже находятся дома, я даже в какой-то степени чувствую себя ближе к ним.

У молодых преподавателей онлайн-формат не вызвал никаких сложностей.

— Человек быстро адаптируется к новым обстоятельствам, — говорит старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ Гелия Филаткина. — И у преподавателей не было времени на раскачку: выходим в онлайн — и ведем занятия! Для нас разработали специальную схему отправки заданий и взаимодействия со студентами, которая позволяет адекватно поддерживать учебный процесс. Конечно, любой преподаватель ждет живого общения со студентами: его не заменишь виртуальным. Но и в онлайн-классах можно найти плюсы. Например, здесь не получится отсидеться за спинами одногруппников, как это было бы в аудитории.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале