Исследование: около 60% подростков не хотят постоянно учиться онлайн

Порядка 60% российских подростков не хотели бы постоянно учиться дистанционно, а у 21% «удалёнка» пробудила интерес к учёбе, при этом большинство родителей уверены, что дистанционным обучением заменить школу невозможно, свидетельствуют данные исследования Общероссийского народного фронта.
 
Фото: РИА Новости  

Эксперты проекта ОНФ «Равные возможности — детям» и фонда «Национальные ресурсы образования» опросили по всей стране родителей школьников и учеников от 13 до 18 лет по теме дистанционного обучения. Исследование провели в конце марта после приостановки занятий в школах, сообщает РИА Новости.

Подавляющее большинство родителей (70%) уверены, что дистанционным обучением школу заменить невозможно, а 60% подростков не хотели бы постоянно учиться удаленно.

О сбоях в работе онлайн-платформ, которыми ученики пользуются в период дистанционного обучения, заявили 88% использовавших их детей. При этом 50% школьников выполняли задания на онлайн-платформах, а 54% смотрели готовые видеоуроки на различных ресурсах.

Около половины родителей (48%) отметили, что на них увеличилась нагрузка из-за неготовности детей к самоорганизации, 62% родителей считают, что у их детей снизилась мотивация к учебе, 9% полагают, что повысилась. При этом 55% респондентов скорее удовлетворены тем, как школа решает вопросы с обучением в период карантина, а 45% родителей указали на недостаток онлайн-общения с учителями.

В новом режиме обучения 21% школьников увидел для себя новые возможности, им стало интересно попробовать учиться по-другому. Хотя шесть из десяти детей уверены, что учиться в классе все же интереснее, чем дистанционно, для 40% учеников удаленное обучение оказалось психологически более комфортным. Треть опрошенных считают, что в удаленном режиме они учатся так же продуктивно, как и в стенах школы, 27% уверены, что к экзаменам можно успешно подготовиться и дистанционно.

Почти четверть учеников, по данным исследования, выразили желание учиться дистанционно и дальше — по учебникам или онлайн. Для 65% учащихся по-прежнему в ходе очных занятий проще запоминать и понимать новый материал.

Более половины подростков (57%) рассказали, что стали чувствовать нехватку общения с другими учениками, 45% — нехватку общения с педагогами. При этом за период самоизоляции с 54% до 49% снизилась доля подростков, которые чувствуют себя одинокими, даже общаясь в социальных сетях. Также 77% школьников отметили увеличившийся объем заданий для самостоятельной работы, 49% — повысившуюся утомляемость.

Трудности при дистанционном обучении

В начале апреля 2020 года в Общероссийском народном фронте поделились результатами исследования, согласно которым порядка 80% учителей в России столкнулись с проблемами при переходе на дистанционное обучение в связи с коронавирусом. Чаще всего это технические трудности и психологическая неготовность к такому формату. 

«Абсолютно такие же трудности, потому что для всех это оказалось неожиданным. Много, что использовалось, много, что изучалось, но обязательность всего процесса, одномоментность, конечно, дезорганизовывала… Что, как подключить, как все должно работать, как это должно быть видно и слышно», — цитирует агентство многодетного отца, руководителя Национальной родительской ассоциации Алексея Гусева.

 
 Фото: РИА Новости  

Он также обратил внимание на то, что у родителей есть сложность с тем, что дети неадаптированы к самому процессу дистанционного обучения, особенно школьники младших классов. По мнению Гусева, необходима корректировка методик, в том числе продолжительности урока: «Иногда бывает, учителя зарабатываются и даже продлевают урок, одно накладывается занятие на другое».

Он также обратил внимание на еще один аспект — сочетание детского обучения с родительским трудовым процессом, который связан с компьютерами, особенно в тех семьях, где один компьютер: «Но здесь я вижу с нашей стороны выход — это рациональное распределение режима дня, в том числе и какие-то ранние подъемы родительские, я вот встаю сам где-то в половине шестого утра и начинаю выполнять те функции, которые надо мне по работе, потом встают дети, я с ними занимаюсь уже. Здесь не только в компьютере дело, а в том, что им нужно внимание».

На сложности в обеспечением техникой обратила внимание и глава Национального родительского комитета Ирина Волынец: «У родителей тоже ответственность обеспечить детей необходимыми гаджетами для того, чтобы они занимались, но в тоже самое время далеко не в каждой семье есть возможность выделить ребенку компьютер, потому что кто-то из родителей работает на «удалёнке» и в это время тоже его использует, ну а каких-то семьях вообще нет никаких технических устройств».

Волынец отметила, что часть родителей переживают, что не могут обеспечить нормальных условий ребенку, особенно если детей несколько, а квартира небольшая, то они друг другу мешают. Тем более, что дистанционное образование предусматривает участие ребенка в уроке, не только пассивное прослушивание, но и ответы не вопросы.

«И, как мы видим, это большое испытание для всех нас и именно поэтому все прекрасно понимают, что качество материала, который сейчас проходят в четвертой четверти, качество его усвоения будет, конечно, гораздо ниже, чем в обычных условиях. И хотелось бы, чтобы как можно скорее сняли этот ужасный режим самоизоляции», — отметила она.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале