К кому обратиться, если болит душа

Часто в церкви на священника сваливается ряд обязанностей, к которым он не готов и которыми даже, по сути, не должен заниматься. Например, лечить психически нездоровых людей (ими занимается психиатр), или помогать человеку преодолевать страхи, комплексы, неуверенность в себе. Священник поможет в духовных вопросах, откроет путь к Богу, подскажет меру поста, молитвы, духовного чтения. Но часто духовные вопросы тесно переплетены с душевными: как общаться с ближними, чтобы их не задеть, как дать отпор обидчику (и всегда ли его нужно давать?). В таких ситуациях начинается путаница: кто поможет, к кому обращаться? Объясняет психолог и журналист Евгения Новосельцева.
 
 Фото: Shutterstock 

Когда случаются крайности

В большинстве своем будущие пастыри не изучают психологию. А ведь знания психологии очень нужны, тем более в священнической практике! Например, для того чтобы распознать человека, которому требуется помощь психиатра. В этом нет ничего страшного: психиатр — такой же врач, как стоматолог или лор. Такому прихожанину советы в духе «лечись постом и молитвой» не всегда помогают, а иногда даже откровенно вредят.

Один из известных примеров — Николай Гоголь. Он страдал депрессией, которую открыли и начали изучать как заболевание только после его смерти. Религиозность писателя носила невротический характер: Гоголю было свойственно самообвинение, самоуничижение (важно не путать это состояние со «светлой печалью» покаяния), порой его пронизывал страх погибели. Из-за панического ощущения своей греховности писатель, по сути, довел себя до истощения, перестав принимать пищу. Его духовник о. Матфей Константиновский, к сожалению, не смог оказать необходимой поддержки своему чаду: его советы сводились к типичному призыву в стиле «Соберись, что-то ты духовно расслаблен». Но Гоголь был, напротив, чересчур напряжен…

Депрессия тоже болезнь

Важно не забывать: депрессия — болезнь, как грипп, астма или язва желудка. Говорить болеющему человеку: «Давай, вставай, чего ты тут разлегся» — как минимум безжалостно. Любую болезнь важно лечить и не запускать. Не стоит бояться обратиться к специалисту, на учет сейчас не ставят, а помочь себе вновь стать активным и работоспособным членом общества, — жизненно необходимая задача.

Не все знают, что психолог и психиатр — не одно и то же. Психиатр лечит таблетками, психолог — разговорами или какими-то арт-терапевтическими техниками («Проиграй эту ситуацию», «Нарисуй свои чувства», «Представь свои отношения с мамой в виде какого-то образа»). Более сложная ситуация — с психотерапевтом: в нашей стране этот специалист совмещает два различных типа деятельности. Во-первых, так называют психолога с медицинским образованием, который может лечить и разговорами, и таблетками. Во-вторых, психотерапевт — это также и психолог без медицинского образования, прошедший профессиональную переподготовку в одном из направлений психотерапии (гештальттерапия, психодраматерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, когнитивно-поведенческая терапия и пр.). Поэтому, конечно, перед походом к специалисту важно понять, в каком направлении он работает и подходит ли вам оно.

Но это крайние случаи. В церкви встречается множество прихожан без психических заболеваний, но с психологическими проблемами. «Не стоит высшее без низшего», — говорила мне знакомая психолог. В случае психических заболеваний мы имеем дело с органическими поражениями мозга, с физическим уровнем организации человека. Проблемы, сильно влияющие на духовную жизнь, могут возникать и на физическом, и на душевном уровне.

Главное и второстепенное

Знания психологии часто помогают глубже заглянуть в свою духовную жизнь. Например, для неуверенного человека, не умеющего себя правильно любить, Бог часто становится не добрым принимающим родителем, а карающим тираном. И это грустное и страшное явление, учитывая то, что в Евангелии Бог не такой: Он оставляет 99 овец и отправляется на поиски одной пропавшей.

А бедный прихожанин может ругать и корить себя за неисполнение второстепенных вещей, при этом часто и не имея ресурсов на главное. Когда с помощью психолога человек учится и к себе относиться с любовью, поддержкой и заботой, он становится более сильным физически и морально, уверенным в себе, и его отношения с другими людьми и даже Богом строятся на иных основаниях. В духовной жизни пропадает «страх раба», и человек становится ближе к ощущению себя как возлюбленного чада Божиего. 

 
  Фото: Shutterstock 

С чем идти к психологу

Конфликты в семье и на работе, неуверенность в себе, низкая самооценка, безработица, различного рода страхи — далеко не полный перечень проблем, с которыми можно обратиться к психологу. И это те вопросы, с которыми трудно работать священнику без опыта. Часто батюшки даже чувствуют себя неуютно при появлении подобных проблем у прихожан. Ведь от священника ждут совета, поддержки, а для него эти переживания могут быть абсолютно незнакомыми. Особенно, когда поддержки просит тонко чувствующая женщина или девушка, а у священника более простая душевная организация.

Работать с психологом важно и нужно, когда хочется лучше узнать себя, в особенности если замечаешь резко негативные реакции на какие-то ситуации, когда в душе что-то болит, нет сил. И особенно, когда непонятны истоки тяжелого состояния.

А психолог даст совет, как батюшка?

Кстати, о советах. Если в духовничестве этот вопрос решается по-разному, то для психолога-профессионала стоит жесткое табу на советы. Психолог верит: человек сам лучше других знает, как нужно ему поступить, и просто помогает клиенту размышлять в необходимом направлении, дает взгляд со стороны на ситуацию. И если прихожанину хочется получить четкую рекомендацию (нет сил на решение, запутан, растерян), то от психолога он ее не дождется. В таких ситуациях есть смысл просить совета у священника. Хорошо, если этот совет будет дан не в ультимативной форме.

При этом работа с психологом — не для всех, и это нормально. Не всем свойственна глубокая рефлексия, кто-то устроен проще и радуется жизни. Кто-то просто не готов. И, наконец, есть те, кто не хочет работать над собой, а таких людей насильно не загнать к специалисту. Точнее, это можно сделать: так, порой мамы отводят к психологу своих детей («Сделайте его послушным»), а жены — мужей («Сделайте так, чтобы он мне не изменял»). Но без личной готовности, интереса и желания перемен в жизни клиента ничего не изменится.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале