Мистический голос России. Колокол как символ страны

Колокол ― это голос России, символ России. Ни одна страна не могла сравниться с красотой звона «патриархов земли русской», как торжественно и величаво называл колокола русский народ. Октябрь 1917 прервал эту веками складывавшуюся традицию. Одним из первых декретов Советской власти набатный звон был запрещен, а вскоре колокола стали объектом варварского уничтожения вместе со многими другими национальными святынями. Но невозможно заставить замолчать Россию. Колокольный звон вновь вернулся к нам.
 
 Фото: ТАСС 
Червонные возблещут купола.
Бессонные взгремят колокола ...
М. Цветаева

Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколен ― у нас и простор для такой музыки.
С. В. Смоленский (исследователь др.-рус.церк. пения)

Колокола или аналогичные им музыкальные инструменты известны с древности. Большинство дохристианских народов использовало маленькие колокольчики как оберег для скотины, а его звон к тому же помогал отыскать заблудившееся животное. В Ассирии при раскопках были найдены бронзовые колокольчики. В Египте при священнодействиях часто использовался музыкальный инструмент, напоминавший трещотку-систр, постоянный атрибут богини неба Хатхор, почитавшейся также богиней музыки и пляски. Колокольчики украшали одежды персидских царей и еврейских первосвященников, а в Риме звоном маленького колокольчика «tintinabulum» объявляли о начале публичных собраний. В Риме в храме Прозерпины ― богини загробного мира использовался также и большой колокол, звон которого созывал прихожан в храм. В дохристианское время употребление колоколов для звона при религиозных и общественных церемониях и событиях обеспечивало не только созыв людей к храму для исполнения религиозных церемоний, но и организовывало население для отпора врагу, ликвидации пожара и т. п.

С этими функциями колокола входят в христианство. Однако в эпоху гонений колокола практически не использовались, так как сильный звук мог привлечь внимание гонителей. При императоре Константине Великом (306-337) христианство становится официальной религией Римской Империи. Для созывания прихожан в храм служит било (деревянная доска) или клепало (железная доска), по которым ударяли молотком. Византия довольно долго довольствовалась билами, поскольку крестовокупольная форма византийских храмов не позволяла использовать колокола ― для этого требовалось строительство особых башен ― колоколен, которые позже появятся на Руси. Колокола приходят в Византию лишь во второй половине I X века из Венеции.

Латинское название колокола ― «campanula» появляется не ранее IV в. Легенда приписывает первенство в употреблении колокола епископу Нолы, что в Кампанье, св. Павлину. Полевой колокольчик, раскачивающийся на ветру, внушил Павлину идею ― и легкий цветок превратился в огромный многопудовый колокол, звон которого сопровождал человека от рождения до смерти.

На Русь колокола попадают из Западной Европы. Первые упоминания о них относятся к XI в. ― появление древнейших русских колоколов ― киевских и новгородских. Хотя первоначально на Руси использовались била, но с появлением колоколов происходит их быстрое вытеснение. Била остались лишь в старообрядческих скитах Сибири и Алтая.

 
Отливка колокола. Фото: ТАСС 

Россия стала страной, где колокололитейное дело достигло невиданного размаха. На Руси отливали колокола-гиганты, среди которых самый известный ― Царь-колокол. Колокол вошел в герб Звенигорода, стал темой для поэтических народных легенд и преданий, пословиц и поговорок, сказок и загадок.

На земле древнего Новгорода напротив св. Софии стоит памятник тысячелетию России, исполненный замечательным русским скульптором М.О. Микешиным. Памятник ―живая история России, а ее образ ― колокол. Именно колокол, возвещающи, всему миру о тысячелетней истории страны, стал, формой для памятника Отечеству. Формой, воплотившей смысл России.

Так почему же «чужой» голос католического Запада на Руси стал родным и неотделимым от ее судьбы? Православие создало уникальное сочетание веры и искусства, повлиявшее на образ жизни русского народа. Древнюю Русь невозможно представить без храмов с их живописью, церковного пения и колокольного звона. Звон отрывает человека от земли, от повседневных мирских забот и уносит его в поднебесье, наполняя сердце до боли щемящим, радостным и светлым чувством.

На Руси колокола различаются по предназначению и по характеру звона. Так, известны вечевой, путевой, лыковый, ссыльный, золоченый, красный, полиелейный, пленный, благовестный, звонец, набатный и осадный колокола. В набат ударяли при пожаре или нападет врага. Если неприятель уже подходил к стенам города, то звучал уже осадный. Звонец был сигналом о начале звона, путевой нередко спасал в снежную бурю, указывая дорогу к жилью, вечевой ― собирал свободолюбивых новгородцев и псковитян на вече. Красным колокол назывался за свой приятный, красивый, т. е. красный звон. Полиелейный благовестил в большие праздники. Пленный колокол доставался России в качестве трофея, ссыльными назывались колокола, высылаемые в отдаленные обители, если чем-либо вызвали раздражение у русских царей. Лыковые также относятся к разряду ссыльных ― сначала разбитые, а затем перевязанные лыком; золоченые действительно позолочены; благовестный же колокол созывает прихожан к храму. 

 
Фото: ТАСС 

Необъятные просторы России, идея единства способствовали небывалому для Европы количеству колоколов в России и их величине. Не случайно на Западе размер колоколов сразу же подвергся ограничению. Большая плотность населения на маленьком пространстве европейских государств не способствовала большому развитию колокольного искусства. Наоборот, в России ее бескрайние просторы, ее дороги без конца и края, равнинный пейзаж повлияли на характер колокольной музыки. Иностранцы, приезжавшие в Россию, поражались красоте звона колоколов. Когда колокола в первопрестольной звонили разом в Великую ночь перед Пасхой, то создавалось ощущение звонящего города, ибо звон слышался отовсюду и заглушал даже человеческую речь. Звонари Москвы славились своим красным звоном, о чем говорит и пословица: «Хлеба-соли покушать, звона матушки-Москвы послушать». Звон колокола объединял пространство, связывал человека с окружающим миром.

Трансформации подвергся и западноевропейский способ звона, перенесенный на Русь. В Европе звонарь раскачивает многопудовый колокол о неподвижный язык, что приводило к расшатыванию и опасности разрушения самой колокольни, а иногда огромный колокол и вовсе невозможно было заставить звонить, и он становился «немым». На Руси же с помощью веревок разной длинны звонарь мог звонить сразу в несколько колоколов, поскольку языки ударяли в неподвижный колокол.

До XIV в. на Руси практиковался западноевропейский способ звона, получивший название «очепный», так как очепой назывался шест, приделывавшийся к вращающемуся валу, на который был надет и колокол. С XIV в. наряду с «очепным» звоном для больших колоколов начинает употребляться и русский, «язычный» способ звона для малых. А к XVII в. «язычный» способ полностью вытесняет «очепный», что знаменовало становление одного из элементов наградной музыки. Русские звонари создали неповторимые по красоте звоны, которых не знала Европа. Голос колокола, то радостный, то печальный, то торжественный и величавый, то тоскливый и протяжный, ― это мистический голос России, голос загадочной души русского народа.

Звон колокола объединял пространство страны, связывал с ним человека. Колокол незаменим в жизни средневекового человека, ибо его звон регулировал ритм и образ жизни, заменяя технические достижения современного мира. На Руси колокольный звон неповторимым образом повлиял и на архитектурный ансамбль больших и малых городов, облик которых невозможно представить без высоких стройных колоколен. Музыка колокольного звона делится на благовест, трезвон и перезвон. По большим праздникам, называемым двунадесятыми, благовестят в большой колокол. В остальные праздники звонят в большой колокол. В будние дни раздается звон вседневного колокола.

Сущность перезвона состоит в том, что все колокола звонят один за другим, по очереди. Различают «валовый» перезвон, при котором звучание первого колокола накладывается на звон следующего, и так далее, и погребальный (проводной) перезвон, заключающийся в поочередных одиночных ударах в каждый колокол. Причем удары должны быть размеренными, медленными, вплоть до угасания звука, после чего следует заключительный удар во все колокола. Трезвон ― особое музыкальное произведение из трех звонов, соединенных в одно целое. Трезвоны можно услышать только по праздникам в форме довольно сложной музыкальной композиции. Сами же звоны делятся на праздничный, будничный, свадебный и знаменитый малиновый звон. Праздничные звоны особо почитались на Руси за свою поразительную мелодичность.

 
Царь-колокол. Фото: Msmap.ru 

Различают три вида праздничного звона, созданного талантливыми русскими звонарями: великий ― со всеми колоколами, средний ― звон во все, кроме самого большого, красный ― исполняемый только одним звонарем на 5-7 колоколах, без участия самых больших. Происхождение малинового звона остается загадкой. По одной из версий, своим названием он обязан бельгийскому городу Малину (совр. Мехелен), славившемуся своими колоколами. Петр I, побывавший в Малине, привез это выражение в Россию. Но более убедительным кажется утверждение, что название «малиновый звон» связано с «цветным» слухом. Наиболее распространенная форма «цветного» слуха ― цветовое окрашивание тембров звучания. В основе этого явления лежит сравнение по эмоциональному воздействию звука и цвета. Малиновый звон ― и есть одно из таких сравнений невербального мышления человека.

В России как нигде благоговейно относились к колоколу, как к живому существу: самым большим давали имена, совершали молебен перед отливкой. Колокол ― эстетическое средство, объединяющее в себе духовные, эмоциональные и этические запросы людей. Выработанный веками способ звона и использование колоколов в религиозном обряде создало духовное единство народа, живую связь времен. В результате происходила выработка определенных норм и традиций, соблюдение которых служило связующим звеном между прошлым и будущим.

Литература:

1. Знаменитые колокола России. М., 1994.

2. Христианство. Т. М., 1993.

3. Ярешко А.С. Колокольные звоны России. М., 1992.

4. Проф. Скабалланович. М. Толковый Типикон., 1913.

Впервые опубликовано в № 3 газеты «Татьянин день», июнь 1995 года, под названием «Мистический голос России»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале