Димитриос Яламас: «Не верю, что на Афоне бывают туристы». Часть 2

Политическая и религиозная жизнь Греции тесно связаны. По закону, до крещения человек не имеет имени, жалованье священнослужителей - официальная статья бюджета. «Православие - часть национального самоопределения», - считает доцент филологического факультета МГУ, Советник по культуре Посольства Греции в Москве Димитриос Яламас.

Вторая жизнь Афона

 

 Д. Яламас получает медаль Св. Равноапостольных Кирилла

и Мефодия от Фонда славянской письменности и культуры.

 - XX век был, мягко говоря, непростым. Афон тоже пережил кризис?

- Ключевым моментом стал 1963 год - год тысячелетия Афона. В то время на Святой Горе жило всего несколько сотен немолодых монахов, здания были в очень плохом состоянии. Можно было подумать, что ее история вот-вот закончится. Но после юбилея она ожила.

Сейчас там живет около 2,5 тысяч монахов, много молодых, образованных. Они реставрируют здания, принимают паломников, занимаются богословием... Жизнь там просто кипит!

Не крещен - не имеешь имени

- Что происходит с монастырями в Греции? Многие люди сейчас стремятся принять постриг?

- Много и не надо. Во все времена есть определенный процент людей, которые уходят в монастыри. Неважно, сколько их, важно, что они есть.

- Что Православие значит для греков?

- У кого-то в семье традиции сохранились, у кого-то нет. Так же, как и в России. Просто у нас они не были прерваны, но иногда становились причиной конфликтов.

Например, до 1981-го года венчание у нас было обязательно, а потом стали говорить, что надо освободить людей от этого требования. Освободили, - а 98 % всё равно венчаются! Среди моих знакомых нет ни одной невенчанной пары! Некоторые изображают из себя суперсовременных, неверующих: «Если ты не веришь, зачем же венчался? - А как же? А мама, а папа, а тетя?».  Есть убеждение, что если кто-нибудь не будет венчаться, он совершит преступление перед всей семьей, родней. Никто не смеет этого делать. Это означает, что многовековые традиции ещё живы.

 

        

 С покойным предстоятелем Элладской Церкви, Архиепископом

Христодулом, на Кафедре византийской и новогреческой филологии.

- Очень похоже на формальность...

- Нет, я так не думаю. Когда пройдет лет 20-25, они первые будут возмущаться, если их дети задумают пожениться, не повенчавшись.

- Крестить детей тоже обязательно?

- Да! Если человек умирает раньше, чем его покрестят, на могиле пишут: «Некрещеный». До крещения у человека нет имени, и это прописано в законе.

 - Неужели каждая греческая семья ходит по воскресеньям в церковь?

- В деревнях обязательно. В больших городах, конечно, эта традиция слабее. Хотя, опять- таки, не знаю никого, кто бы не пошел в храм в Страстную Пятницу или на Крестный ход в Пасху.

- Какие отношения у Церкви и государства в Греции?

- Церковь не отделена от государства. Священники получают зарплату, как и госслужащие, это официальная статья бюджета.

А когда бывают выборы правительства, все триста депутатов плюс правительство дают присягу во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Присяга во имя Святой Троицы - то же, что в России инаугурация.

В других православных странах нет такой тесной связи между религиозной и государственной жизнью, потому что многие из них - Россия, Болгария, Румыния, Албания - оказались в социалистическом лагере и традиция была прервана.

  
 Д. Яламас с  византинистами: Б.Л. Фонкичем и И.И. Шевченко.

  "Это иностранцы? - Нет, это русские!"

- Вы занимаетесь исследованием русско-греческих связей, изучаете традиции образования в России и Греции. Почему именно эта тема?

- Не знаю. Всегда очень любил Россию. Тянуло, с детства. Думаю, это вопрос общей веры. Симпатия возникла бессознательно. Человек может сказать, что он атеист, и не принимать всерьез значение религии в истории его народа. Но атеизм - это не проблема Бога, а проблема человека. Для наших народов Православие - это часть национального самоопределения. Человек при рождении не выбирает Родину, язык и веру. Он русский или грек, говорит по-русски или по-гречески, и он православный христианин! Это не нарушает его свободу, просто определяет как человека. И на самом деле, религия играет очень большую роль в том, как выстраиваются взаимоотношения между людьми и между государствами.

- В России греческую культуру изучали всегда...

- Да, причем не только классический, но и византийский период. И это отличает Россию от других европейских стран. Например, для обычного европейца слово «Византия» ничего не говорит. А для русского «Византия» - это что-то великое, древнее, связанное с его страной, с его собственным духовным прошлым.

- В Греции изучают русскую культуру?

- В Греции русскую литературу активно изучают и знают очень хорошо. Однако русский язык там изучался хуже, чем в России - греческий. В следующем году в Афинском университете откроется отделение славянской филологии. Сейчас как раз отбирают преподавателей. Надеюсь, среди них будут и выпускники МГУ.

- Вы думаете, эта специализация будет популярной?

- Расскажу одну историю. Несколько лет назад с профессором нашей кафедры Борисом Львовичем Фонкичем мы были на острове Корфу. Там есть большая церковь с мощами св. Спиридона Тримифунтского. Мы говорили по-русски. Рядом с нами стояли греки - отец с сыном. И мальчик спросил отца: «Это иностранцы?». А папа отвечает: «Нет, это русские». Есть какое-то очень особое отношение к России. Думаю, открытие славянского отделения будет способствовать развитию дружеских связей между университетами и нашими странами.