Профессиональная ориентация появилась в России в конце XIX века

Она развивалась до начала Первой мировой войны, потом была забыта и возродилась вновь после войны Гражданской. Ученые 1920-х годов достигли потрясающих результатов, но потом их работу признали слишком буржуазной и запретили.
 
 Фото: ТАСС 

Об этом сообщает портал Мел.фм.

В 1871 году инженер-технолог Карл Карлович Вебер написал книгу «Рассказы о фабриках и заводах». В ней простым и понятным языком рассказывалось о том, как делают мыло, спички, стекла, зеркала, кирпич и вино; как добывают каменный уголь, что такое светильный газ и чем пряжа шелка отличается от пряжи льна. В книге Вебер описывал не столько процессы, сколько навыки и компетенции, которые требовались от тех, кто эти процессы контролировал. «Рассказы о фабриках и заводах» Карла Вебера считаются первой попыткой упорядочить то, что сегодня называется профориентацией, — максимально доступно объяснить молодежи, какие профессии бывают и что нужно уметь, чтобы стать специалистом в одной из них.

Первые службы, которые можно было бы назвать учреждениями профессиональной ориентации, в России появились в 1897 году. Это были «Городские посреднические бюро» Москвы, в которых можно было получить бесплатное направление на работу. Несколько позднее подобные бюро были созданы практически во всех крупных промышленных центрах страны: Петербурге, Риге, Уфе, Самаре. В годы Первой мировой войны в России биржи труда получили статус государственных организаций.

Моментом научного рождения профориентации принято считать начало XX века, когда в 1903 году в Страсбурге и в 1908 году в Бостоне начали работу первые профориентационные службы. Россия не отставала от мировых тенденций: в конце XIX — начале XX века было опубликовано несколько книг, посвященных вопросам ориентации молодежи в мире наук и областей их практического применения, например «Выбор факультета и прохождение университетского курса» Н. И. Кареева (1897) и «Университет и наука» Л. И. Петражицкого (1907). В 1917 году вышел сборник «На распутье», в котором подробно описывались 22 профессии, относящихся к числу «интеллигентных» и требующих высшего образования (актер, музыкант, художник, архитектор, народная учительница, журналист, коммерсант, медик, агроном).

 
Титульный лист книги «Рассказы о фабриках и заводах» Карла Вебера.
Фото: Национальная электронная библиотека

После революции и последовавшей за ней Гражданской войны советской власти нужно было найти способ привлечь людей на производство и быстро обучить тех, кто не имел производственного опыта. После Гражданской войны города перестали быть привлекательными для крестьянской молодежи, многие рабочие тоже уезжали в деревни: там проще было прокормиться. Советское правительство приняло решение о развитии профессионального обучения: были открыты фабрично-заводские училища (ФЗУ), создавались различные школы по обучению и переобучению рабочих. Тогда же к исследованию новых методов обучения рабочих был привлечен и Центральный институт труда (ЦИТ), созданный в 1920 году по инициативе Алексея Капитоновича Гастева.

Гастев и его коллеги сформулировали принципы «социальной инженерии», новой науки о труде и управлении производством, которая должна была превратить труд «из тяжёлого ярма для рабочего» в «положительный творческий процесс». В 1924 году в ЦИТе разработали универсальный способ быстрой подготовки квалифицированных рабочих. После нескольких серий исследований и экспериментов в области биомеханики, энергетики и психотехники была создана методика быстрого и массового обучения трудовым приемам и операциям. Подготовка рабочих по методу ЦИТа требовала трех-шести месяцев, тогда как в тогдашних школах ФЗУ для этого требовалось несколько лет. К концу 1920-х годов на 400 учебных базах института было подготовлено свыше 500 тысяч рабочих по 200 профессиям, которые пользовались высочайшим спросом на рынке труда.

В 1927 году в Ленинграде при Институте им. Герцена была создана педолого-педагогическая лаборатория, в функции которой входило проведение психотехнического обследования выпускников школ и профконсультация. За 1927–1928 годы в ней было обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет — 7, 6 миллиона человек. С 1930 по 1933 год Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору разработала систему школьной профориентации, по всей стране было открыто 47 «Бюро профконсультаций», педагоги в школах начали заниматься вопросами профориентации.

 
 Николай Иванович Кареев

С начала 30-х годов деятельность ЦИТа подвергалась нарастающей критике: прикладные науки о труде обвиняли в недостаточной идеологической и агитационной работе и называли слишком «буржуазными». Лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда постепенно закрывались. В 1937 году произошла отмена трудового обучения в школе и резкое свертывание профориентационной работы. Руководителя ЦИТа Алексея Гастева арестовали 8 сентября 1938 года по обвинению в «антисоветской террористической деятельности». 15 апреля 1939 года его расстреляли на полигоне «Коммунарка». В конце 1940 года ЦИТ перешел в ведение Наркомата авиационной промышленности.

С середины 1960-х годов профориентацию официально не запрещали, но и разработок в этой области не поощряли. В итоге в этот период профориентация стала деградировать и была реабилитирована только в 1970-х. Это произошло благодаря трудам психолога Евгения Климова из ленинградского Института профессионально-технического образования. Именно он всерьез занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Его классификация профессий до сих пор служит фактическим стандартом в России (типы профессий по предмету труда: «человек», «техника», «знаковая система», «художественный образ», «природа»).

В 1980-х годах во всех крупных городах СССР стали открываться межотраслевые научно-методические центры профессиональной ориентации молодежи, в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии». В 1986 году была создана государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования. Но уже в первой половине 1990-х годов бюджетное финансирование центров профориентации было сведено до минимума. До 2015 года о проблеме профессиональной ориентации школьников и молодежи в России мало кто вспоминал.

 
Обложка книги Алексея Гастева. Фото: Tehne.com 

9 марта 2015 года глава правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О популяризации рабочих и инженерных профессий». В нем говорилось об «увеличении к 2020 году числа высококвалифицированных работников и популяризации рабочих и инженерно-технических профессий среди молодежи». Распоряжением был утвержден список из 47 направленных на это мероприятий, в том числе проведение чемпионата WorldSkills Russia и фестиваля «Профи», проведение чемпионата России среди вальщиков леса «Лесоруб» и организация научных кружков для школьников.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале