Утешитель сердец человеческих: Дух Святой в нашей жизни

Сам Спаситель называл пришествие Святого Духа целью Своего земного служения и Крестной жертвы (см. Ин. 16:7). Все то, что было сделано Христом на земле, было необходимо именно для того, чтобы в нас мог жить Дух Святой. Тем не менее, несмотря на это, третье Лицо Святой Троицы остается для нас «Великим Незнакомцем», порой загадочным и непонятным. Мы знаем и понимаем, что Христос есть Бог во плоти, сошедший с небес и принявший смерть ради нашего спасения, относительно понятен нам и образ Бога-Отца. Но Дух Святой остается тайной; порой даже возникает соблазн счесть Его какой-то безличной силой, мистической энергией — не более того. Что же мы знаем о Нем и какое место Он может и должен занимать в нашей христианской жизни?
 

Чтобы лучше понять это, нужно вернуться от момента сошествия Духа Святого на апостолов в прошлое, ко временам земного служения Христа. Однажды фарисеи послали своих слуг взять Христа под стражу, но те не смогли этого сделать. Почему? «Никогда человек не говорил так, как этот Человек» (Ин. 7:46) — так ответили слуги на этот вопрос. «Никогда человек не говорил так, как этот Человек» — и это поразило их, храмовых служителей, людей «профессионально религиозных», которые были сыты проповедями и благочестивыми словесами по горло. В словах Христовых было нечто иное, было то, чего они никогда не слышали и не могли бы услышать ни от кого на земле: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Эта жажда, живущая, порой безотчетно, в сердце каждого человека, есть жажда подлинного Богообщения. Ведь для этого мы созданы: первый человек был приведен в мир, чтобы стать другом Богу, и утратив эту дружбу, был обречен томиться и жаждать, и передать эту жажду по наследству всем своим потомкам. И только один Христос неложно обещает утолить ее: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7:38-39).

Итак, Дух Святой есть «река воды живой», утоляющая жажду человеческой души. И потому, собственно, Он и назван «Утешителем», ведь только Ему по силам обратить человеческую скорбь в радость.

Наша жизнь всегда остается очень хрупкой. Сегодня человеку кажется, что он счастлив, а завтра в двери его дома стучит горе. Вот уже второй год весь мир — казалось бы, безопасный и защищенный — живет в страхе перед коронавирусной инфекцией, и мы все могли убедиться, что порой, как бы мы ни старались, победить беду мы не в силах. Мир несчастен. Мир болен. Глядя на это, можно подумать, что нельзя найти оправдания для того зла, которое постоянно происходит в мире. Может быть, это и так, но зато его точно можно преодолеть — и преодолеть не силами человеческого разума, а в превосходящем всякий ум чуде встречи с Божественным присутствием Утешителя.

Один замечательный святой ХХ в., прп. Силуан Афонский, молился так: «Молю Тебя, Господи, пошли на людей Твоих благодать Святого Духа, да познают они любовь Твою. Согрей печальные сердца людей; пусть они в радости славят Тебя, забывая скорби земли»[1]. Когда Бог входит в человеческое сердце, человек словно вновь возвращается в Рай, которого когда-то лишился. Без Духа Святого мир не может найти радости и утешения, а с Ним — даже горе обращается в радость и покой, потому что «с Духом Святым — все хорошо, все радостно, все прекрасно»[2].

Значит ли это, что Бог фактически уничтожает нашу обычную, человеческую жизнь? Если Святой Дух обращает горе в радость и боль — в утешение, значит ли это, что нормальные и естественные стремления человека не имеют смысла? Конечно, всегда существует призыв Божий к тому, что превыше естества, но святость и красота могут открыться и в простых вещах: в заботе о том, кто нуждается в ней; в семье; в нашем повседневном труде. Бог приходит в мир не для того, чтобы упразднить его, но чтобы преобразить и вернуть ему изначальное совершенство. Именно для этого, как говорит свт. Кирилл Александрийский, явился Дух Святой, ибо Он «запечатляется, как печать на воске, на сердце того, кто Его принимает и таким образом, сообщая Самого Себя и Себе уподобляя, Он восстанавливает природу человека в согласии с красотой божественного образца и возвращает человеку образ Божий»[3]. Присутствие Бога в нас, присутствие Духа Святого возвращает жизни ее изначально задуманную красоту, в самой природе человека восстанавливает ее святость. Утешитель приходит, не чтобы нечто отнять у нас, а чтобы наполнить радостью то, что у нас есть.

 

Но как нам сегодня получить Духа Святого? На каких путях мы можем встретить Его? Как и две тысячи лет назад, когда Утешитель сошел на апостолов в Иерусалиме, есть только один способ — и это молитва. Ожидая пришествия Духа Святого, апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). Известный призыв апостола Павла «всегда радуйтесь» не случайно соединен с другим (менее популярным) — «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:16). Если подлинная радость возможна только в Духе Святом, а встреча с Ним невозможна, если не искать Его, то для радости нужна молитва. Как говорит все тот же прп. Силуан, «Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа»[4]. Возможно, именно потому в нашей жизни так мало подлинного утешения, что мы не умеем молиться — не просто «читать правило», не просто стоять на богослужении, а просто молиться для того, чтобы побыть рядом с Богом. «Любить Бога никакие дела не мешают. Апостолы любили Господа, и мир им не мешал, хотя они помнили мир, и молились за него, и проповедовали. В этом мире каждый имеет свое послушание: кто – царь, кто – патриарх, кто – повар, или кузнец, или учитель, но Господь всех любит, и большая награда будет тому, кто больше любит Бога… А без молитвы, как можно любить?[5].

Итак, вот что обещано нам — радость, которая покроет любую печаль; покой, который подарит тишину нашему сердцу и заставит умолкнуть наши вопросы и сомнения; красота, которая преобразит нашу обыденную жизнь. Все это уже сполна оплачено Кровью Христовой. Нам остается только в молитвенном ожидании приготовить свое сердце — и принять этот дар. 

 


[1] Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Сиулан Афонский. Серг. П., 2018. С. 379

[2] Там же. С. 339.

[3] Кирилл Александрийский, свт. Книга сокровищ о Святой и единосущной Троице, 34. С. 350

[4] Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Сиулан Афонский. Серг. П., 2018. С. 327

[5] Там же. С. 330-331

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале