Помолчим от удивления (2009)

Перед лицом святости и вечности трудно сказать что-нибудь внятное журналистским языком. Да и вообще общественно-политическим. Потому что слишком много в них удивительного и непонятного.
 
 Священник Даниил Сысоев. Фото: Uranupolis.org 

Можно узнать и сообщить еще какие-то детали убийства 35-летнего священника-миссионера Даниила Сысоева. Можно узнать мнение о нем его прихожан и близких. Можно указать перстом на предполагаемых убийц, за которыми вырисовывается опасная и наглая сила, и грозно завопить «Доколе!». Можно призывать к сдержанности в интересах общественного спокойствия. Все это будет весьма правильно и оправданно.

А дальше что?

А дальше остается тишина, молчание от удивления. А потом у тех, кто умеет, — молитва, которая одна и является возможной человеческой реакцией на встречу с Богом. Потому что Бог, оказывается, полон сюрпризов.

Потому что оказалось, что мученичество — это не только рассказы о легендарных языческих гонениях в первые века христианства, малоизвестных бесчинствах турок-мусульман по отношению к православным грекам в эпоху позднего средневековья, и, казалось бы, близких нам, но по сути таких далеких от нашего благополучного времени советских коммунистических гонениях первой половины прошлого века.

Оказалось, что мученик жил в нашем городе, мы или наши коллеги брали у него интервью, а мы могли соглашаться или не соглашаться с его постами в ЖЖ, в которые можно заглянуть и сегодня, когда он туда уже ничего не напишет.

Потому что оказалось, что совсем не парадно-благополучно, не в золоте и официальном признании протекает подлинная жизнь Православной Церкви в сегодняшней России. Кто из малознакомых с Церковью людей представляет себе ее именно так, как выглядит она на экранах телевизоров именно сегодня, в репортажах об убийстве отца Даниила? Маленький деревянный храм на окраине города, куда в поздний час приходит убийца в маске! Для непосвященных скажем, что такие храмы, строящиеся там, где они более всего нужны — в «спальных» районах, — оформляют как времянки, потому что таким образом удается платить меньшие взятки за разрешения на строительство.

 
 Прощание с о. Даниилом в храме апостола Фомы на Кантемировской, 2009 г. Фото: Daniilhram.ru 

Потому что оказалось, что официальные заявления о межрелигиозном мире в нашей стране — это один пласт жизни. А деятельность миссионера, угрозы, с которыми он сталкивается, вопли «дави их», разом поднявшиеся в интернете как реакция на это убийство, — это другой пласт жизни. Нельзя сказать, что заверения в дружбе, солидарности и веротерпимости христиан и мусульман в нашей стране — это неправда. Но оказалось, что это как минимум не вся правда.

Патриарх Кирилл, в день рождения которого произошло это убийство, призвал «всех воздерживаться от любых поспешных обвинений или резких суждений в адрес тех или иных лиц или групп». А официальные мусульманские лидеры не постеснялись в выражениях, осуждая это убийство. Спасибо им. Они выполняют свой долг. Но вот послушают ли их радикалы и с одной, и с другой стороны, — это еще большой вопрос. И поэтому молитва или хотя бы воздыхание о мире сегодня как-то естественно добавляются к воздыханию перед лицом того величия, которое было явлено нам минувшей ночью на окраине Москвы. Нам нужен этот мир, потому что не всем по силам идти путем отца Даниила.

Вообще оказалось, что при всей расслабленности благополучной жизни в ней есть профессии, а вернее сказать, служения, которые подразумевают по крайней мере риск, а иногда и сознательную жертву своей жизнью. Солдаты, моряки, священники, журналисты, полицейские, шахтеры, спасатели, честно выполняющие свой долг, рискуют жизнью и регулярно гибнут. Возникает вопрос — ради чего?

Ну что не ради денег — этого, казалось бы, главного движителя всей остальной жизни и всеобщего «прогресса» — это понятно. Ради власти? Тоже нет. Многие служат Родине или своему народу и за них отдают жизнь. Вот и Церковь у нас тоже часто воспринимают как главного воспитателя патриотизма в ситуации, когда кто-то должен Родину защищать, пока большая часть населения и его вождей борются за деньги и власть.

А тут оказывается, что убиенный священник не был патриотом России. И в своих последних интервью и постах в блоге он сетовал, что христиане забыли о том, что Небесное Отечество им куда важнее, чем земное.

 
 Фото: Pawellvasiliev.livejournal.com

«Нам предлагают считать высшим благом благосостояние той страны, где суждено родиться или где родились наши предки, упрекают, почему Церковь «не борется за права народа», или, напротив, пишут, что «Церковь всегда служила России» (текст баннера одного подмосковного храма), — говорил отец Даниил Сысоев в интервью ноябрьскому номеру журнала «Нескучный сад», — но вместо всего этого я предлагаю вернуться к забытым многими словам Писания: «...не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13: 14). Наша единственная и вечная Родина — это Небо. Там живет наш Отец, там наши сограждане — святые, там Церковь найдет вечный покой после долгой войны с дьяволом.

Мы не националисты, ибо во Христе и в Его Церкви уже нет наций. Мы, бывшие русские и татары, евреи и американцы, стали одним новым народом Завета. Мы молимся и болеем сердцем за то, чтобы как можно больше людей ввести в Небесный Дом».

Помолчим от удивления!

На «Татьянином дне» впервые опубликовано 20 ноября 2009 года 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале