«Не изгнанники, а посланники» - философ-эмигрант Николай Арсеньев

Пути выхода из нравственного кризиса, значение эмиграции, «окаянство» русского народа – темы, которые оказывались в центре внимания религиозного философа Николая Сергеевича Арсеньева (1888-1977). Арсеньев - незаслуженно забытый философ русского зарубежья. Одна из первых диссертаций, защищенных по его трудам, написана Лидией Владимировной Довыденко.

- Лидия Владимировна, что в биографии и личности Арсеньева Вас так привлекло, что Вы посвятили им свое исследование?

- Его личность очень многогранна: философ, культуролог, литературный критик, писатель, поэт, знал 12 языков.

 

 Николай Сергеевич Арсеньев

Но Арсеньев поразителен и в чисто человеческом плане. Например, уникальна его любовь к семье. В 1920 году после закрытия в Саратовском университете кафедры сравнительной истории религии, которую он возглавлял, и после нескольких арестов Арсеньев вынужден был покинуть Россию, где оставалась его семья. Отец, 35 лет отдавший дипломатической службе, умер в большевистской тюрьме, а мать добровольно уехала на Соловки, куда были сосланы две ее дочери. До 1933 года у Советов можно было выкупить своих родственников. Но Николай Сергеевич был беден: его доход составляла небольшая ставка в 14 часов в Кенигсбергском университете. Попытки заработать необходимую для выкупа семьи сумму были поистине героическими: Арсеньев пишет и публикует статьи, благодаря помощи Лосского получает еще 14 часов в Варшавском университете, куда ему приходится ездить из Кенигсберга два раза в месяц.

В 1921 году его постигает большое личное горе - от тифа умирает его молодая жена Мария, с которой Арсеньев прожил всего два года, но верность которой сохранил на всю жизнь. К 1933 году благодаря материальной поддержке тетки Арсеньева, сестры матери, Лобановой-Ростовской, вышедшей до революции замуж за английского дипломата Эджертона, семья Арсеньевых воссоединилась в Кенигсберге.

- Каковы основные темы размышлений Арсеньева?

- Николай Сергеевич Арсеньев очень много писал о русской культуре и ее связи с Православием. Смысл истории человечества для него «в свете истинном, в любви к этому свету». Он разработал такое понятие, как «ткань художественной культуры», которую он считал ещё более интересной, чем сами памятники культуры. Без прошлого, без традиции нет и будущего. Непрерывный поток духовной традиции питает нас, мы воспринимаем его от прошедших поколений. Но Арсеньев настаивал на динамическом развитии культурной и духовной традиции. Она не может находиться в состоянии неподвижности, она должна развиваться, и развитие это происходит новыми творческими усилиями.

В этой своей духовной традиции понимания культуры как русской динамической традиции он обращается к нашим православным святым и считает, что святые - это высшее достижение человечества, поскольку они уже своим способом жизни, своим образом мышления на пути человеческого преображения достигли наибольшей высоты в своём духовном самосовершенствовании.

- Большую часть жизни Арсеньев провел в эмиграции, но писал и думал по большей части о России, русском народе, русской культуре. Как он переносил изгнание?

- «Величайший дар, который принесла русская эмиграция миру, это был ее зов к Богу», - писал Николай Сергеевич. Он, как и другие философы-эмигранты, старался как-то реализовать себя за рубежом.

Опорой для них стала прежде всего вера, в которой они выросли. Они называли себя не изгнанниками, а посланниками. Арсеньев считал, что русская диаспора - немногочисленная, но свободная, может послужить новой освобождённой России. Он не сомневался в том, что начнётся возрождение, что революционные катаклизмы - это болезненные разрывы традиции, связанные с духовным оскудением.

- А он не объяснял, почему это духовное оскудение возникло, откуда оно взялось?

- Надо сказать, у Арсеньева есть такое рассуждение в его книге «О жизни преизбыточествующей» о неоднородности русского народа. С одной стороны, необъятные российские просторы должны рождать гигантов мысли, рождать большие души, направленные не только на свой народ, но и на осмысление всемирного пути, что и сделала в лице Пушкина и Достоевского русская литература. С другой стороны, в русском народе много святости и много «окаянства». Это «окаянство» стало предметом изучения Фёдора Михайловича Достоевского. Достоевский, по мнению Арсеньева, больше всего был озабочен вопросом возникновения зла в мире.

 

Николай Арсеньев. "Душа Православия".

Издательство храма св.мц. Татианы при МГУ, 2009

- Религиозная философия - очень сложная тема, и не все, сделанное в этой области, например, о. Сергием Булгаковым, Павлом Флоренским и другими мыслителями безоговорочно признается Православной Церковью. А каково отношение к философии Арсеньева?

- Я сама хотела бы услышать ответ на этот вопрос от священников. Неоднократно мне задавали подобные вопросы люди, перед которыми я выступала, рассказывая об Арсеньеве. Но изданная сейчас в храме  св.мц. Татианы книга «Душа Православия», думаю, свидетельствует о признании Православной Церковью духовного наследия Арсеньева.

- Арсеньев - элитарный мыслитель, доступный только узкому кругу специалистов? Способны ли «простые люди» читать его книги?

- Нет-нет-нет, посмотрите - он пишет о памяти, о любви, о покорности. Я с большим удовольствием читаю его книги. Революция, Гражданская война, Вторая Мировая война, к сожалению, выкосили из нашего общества наиболее продуктивно мыслящих людей, носителей подлинной духовной православной культуры, носителей обширных познаний.

Во все времена в России считалось, что есть народная толща, из которой государство подпитывается и воспроизводится, появляются продуктивно мыслящие люди, элита, носители новых идей, если государство об этом заботится. И, казалось бы, что сейчас, во время перестройки, произошла тоже своего рода революция, а где эта народная толща, из которой мы должны питаться? Её нет, к сожалению. Это трагедия нашего народа, произошло выхолащивание духовной внутренней сути человека, его целеустремлённости.

Олигархи, государство сдерживают народ, говорят нам о финансовых подушках и прочем. Большинство людей просто барахтается в выживании, им некогда вздохнуть. Но всё-таки люди заглядывают, пытаются читать. Ведь зерно должно быть брошено не в каменистую почву, его нужно поливать, чтобы оно всходило.

- Что может дать современному человеку чтение трудов Арсеньева?

- У Арсеньева есть книга «Из жизни духа». Так вот, все его книги - о жизни духа. Особенно «О жизни преизбыточествующей» и «Единый поток жизни». Арсеньев пишет, что от «питания» души зависит судьба человека. А душу питает вера. Так что Арсеньев говорит о ценности веры, и очень убедительно.

Арсеньев умер в 1977 году и незадолго до этого говорил: «Сейчас, когда мы стоим на грани ядерного самоуничтожения человечества, мысль о духовном преображении, которая, казалось бы, очень устарела, на самом деле наиболее ярка, потому что человечество всё же не настолько привязано к земному бытию и смысл человеческой жизни освящается духовным бытием, связью с Христом».

Нью-Йорк, 1951 г. В первом ряду слева: о. Алексий Ионов, Н.С. Арсеньев,

о. Александр Киселев, святитель Николай (Велимирович), Г.П. Федотов,

за ними матушка Каллиста Ивановна, М.М. Коряков,

матушка Александра Гарклавс, о. Георгий Бенигсен

- Какие работы Вы посоветовали бы прочесть в первую очередь?

- Автобиографическую книгу «Дары и встречи жизненного пути». В ней мы попадаем в атмосферу родительского дома, окунаемся в бурную студенческую жизнь... Встречи с людьми Арсеньев рассматривает как дары свыше и умеет быть благодарным. Я думаю, современному человеку, особенно молодому, такая «наука» очень необходима.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале