Сокровенная жизнь души Павича осталась тайной

29 ноября скончался Милорад Павич, самый известный в мире сербский писатель, входящий в плеяду «звезд постмодернизма» наравне с Умберто Эко. Можно ли осмыслить наследие Павича с точки зрения его принадлежности православной традиции, рассуждает насельник Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков), член Союза писателей России.

 

- Павич - самый известный в мире сербский писатель, в каком-то смысле «лицо сербской литературы». А насколько он известен и любим в Сербии? Действительно ли он выразитель «духа сербского народа»?

- В России Павича действительно знают гораздо лучше, вернее сказать, больше, чем других сербских писателей. Пожалуй, здесь он гораздо популярнее, чем в Сербии.

«Дух сербского народа» - довольно широкое понятие, оно явно шире, чем литературное наследие Павича. Хотя Павич, как великий писатель, безусловно передает некий национальный культурный колорит.

Что касается «лица сербской литературы», то хочу заметить, что сербская литература достаточно многолика. Могу адресовать интересующихся хотя бы к вышедшей недавно трехтомной «Антологии сербской поэзии». Если говорить о мировой известности и признании, то уместно вспомнить мирового классика Иво Андрича - нобелевского лауреата в области литературы.

- Павич - постмодернист, в его книгах усматривают следы интереса к эзотерике... Но в своей автобиографии он написал: "у меня было два любимых Иоанна - Иоанн Дамаскин и Иоанн Златоуст". Так чем же для Павича было Православие?

- Мне кажется, что для Павича Православие было скорее частью некой хорошо изученной и осмысленной им традиции, чем личным религиозным опытом.

Дело в том, что Павич был не только писателем, но еще и ученым, академиком. Им написан ряд фундаментальных работ по истории сербской литературы XVII-XVIII вв. А это в основном литература церковная, созданная священнослужителями и церковными просветителями. Соответственно и сам Павич, окунувшись в эту духовную и литературную традицию, не мог не испытать ее влияния, в определенной мере с ней не сродниться. Можно сказать, что как исследователь и ученый, и отчасти как писатель, он вольно или невольно был проводником, ретранслятором этой христианской традиции. Но трудно сказать, насколько он продолжил ее в духовном плане.

В Сербии Павич хорошо известен и популярен в определенных кругах. Я довольно активно общаюсь с деятелями Сербской Церкви и культуры и ни разу не слышал упоминания о Павиче как о человеке церковном или близком Церкви, хотя о литературе и писателях приходилось беседовать довольно много. Его контакты с Церковью проходили скорее в рамках немногочисленных официальных культурных мероприятий.

В его творчестве действительно было много каких-то эзотерических мотивов. Ту же самую автобиографию, где он упоминает о своей любви к Иоанну Дамаскину и Иоанну Златоусту, писатель начинает с замечания: «родился... под знаком Весов (подзнак Скорпиона), а по гороскопу ацтеков я Змея». Согласитесь, что для православного христианина это звучит довольно странно... С уверенностью мы можем сказать лишь то, что сокровенная жизнь души Павича во многом осталась тайной.

Хочется добавить, что в Сербии и сербской литературе есть немало писателей и поэтов, известных как искренне верующие христиане или, по крайней мере, люди очень сочувствующие и близкие к Церкви. Жаль, что они пока недостаточно известны в России.

 

Читайте также:

Милорад Павич: «Бог щедро осыпал меня милостями»

Пейзаж, нарисованный Павичем

Цветочная лихорадка (рассказ Милорада Павича)

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале