Рабы или друзья?

Быть рабом или другом Божиим? Противоречия нет, если помнить о том, что рабы Божии - это граждане Неба. Какие только вопросы не приходится слышать священнику! Тут и любовные-семейные истории, и обрядовые мелочи, и действительно вопросы веры. И одним из таких вопросов однажды прозвучало недоумение, почему православные христиане так часто называют себя «рабами Божиими».

 


 священник Андрей Дудченко

В самом деле, сквозь весь Новый Завет проходит мысль о том, что только во Христе мы можем стать по-настоящему свободными. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства», - пишет апостол Павел в Послании к Галатам (Гал. 5:1). «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего», - передает евангелист Иоанн слова Самого Спасителя (Ин. 15:15). Казалось бы, парадокс: призванные к свободе, христиане упорно именуют себя рабами. В чем же дело?

Ответ на этот вопрос лежит в реалиях греко-римского мира, где впервые звучала христианская проповедь. Тогда рабовладельчество считалось нормой. А в эпоху после Константина Великого владеть рабами могли и церкви, которым рабы переходили по наследству от богатых христиан. Кстати, касательно таких случаев Иоанн Златоуст советовал давать рабам образование и отпускать на свободу. Но чтобы понять, почему христиане не только не гнушались именоваться рабами, но и намеренно применяли к себе это выражение, стоит понять одну простую вещь, очевидную для той эпохи.

Раб - это человек, который по определению зависим. Но зависим только от своего господина, а значит, свободен от всех прочих людей, претендующих над ним повелевать. Рабу императора не может отдавать приказания ни один, даже самый высокопоставленный сановник. Когда христиане называли себя рабами Божиими, это означало, что повинуются они только Богу и никому больше. «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков», - эти слова апостола Павла (1Кор 7:23) христиане понимали буквально.

Рабами Божиими называть себя могут только христиане. Это понятие не уничижает, а наоборот, возвышает верующего. Верующие во Христа, любящие Его и живущие по Его заповедям христиане - свободные личности, которые не подчиняются никому в этом мире.

Настоящая вера не сковывает свободу человека, а освобождает его. Это только извне порой кажется, что верующие себя постоянно ограничивают. На самом деле, часто то, что кажется людям свободой, таковой не является. «Все мне позволительно, но не все полезно», - писал апостол Павел. Вряд ли человек, любящий свою жену, будет совершать поступки, которые огорчат ее. Но если грех входит в привычку, он становится господином вместо Бога. Поэтому так часто в Новом Завете слышен призыв не быть рабами греха. Грех, в конце концов, просто скучен и однообразен.

Быть рабом Божиим - значит быть действительно свободным от любых форм мирских зависимостей. Быть рабом Божиим - значит быть гражданином Неба. И неважно, что у каждого из нас есть земная «прописка» в виде гражданства, национальности и пр. Это не исключает любви к семье, друзьям, Родине - любить ближних заповедано самим Господом и это названо главной заповедью. Но любить ближних надо не потому, что они русские или православные, а только по той причине, что они ближние - те, с кем свел нас промысел Божий. И вполне оправданная любовь к земному Отечеству не должна превращаться в идолопоклонство. Христиане могут быть земными гражданами лишь в той мере, в какой это не противоречит их гражданству на Небе, где находится их подлинное Отечество.

Именно об этом проповедовал в своем интернет-дневнике и убиенный недавно священник Даниил Сысоев. Можно не соглашаться с формами «агрессивного» миссионерства, принятыми отцом Даниилом, но в одном он прав несомненно: христиане как граждане Неба не имеют права ничему на земле отдавать своего сердца. «Активные христиане, готовые нести свет Христа тем, кто пребывает сейчас под властью дьявола, обольщаются идеологиями мира сего и погружаются в пучину мирских дрязг», - писал отец Даниил незадолго до смерти. К сожалению, в православных храмах вместо проповеди о Христе нередко можно услышать проповедь той или иной идеологии «века сего».

Так что у нас есть повод почаще вспоминать о своем небесном гражданстве. И не только когда читаем об убийствах священников, но всякий раз, когда, приходя на богослужение, слышим молитвы о «рабах Божиих» - свободных от мира.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале