Борис Якеменко: Стране нужны православные активисты

Руководитель православного корпуса движения «Наши» Борис Якеменко ответил на вопросы ответственного редактора газеты «Церковный вестник» об итогах Года молодежи. Интервью опубликовано в приложении к газете, подготовленном совместно с «Татьяниным днем» и Школой молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи.

 


 Борис Якеменко

- Борис Григорьевич, в начале ноября мы присутствовали на презентации Общероссийского общественного православного движения и узнали о поддержке Святейшим Патриархом вашего проекта. Как происходит формирование молодежного движения сегодня?
- Идея создать общероссийскую общественную православную молодежную организацию возникла года два назад. Мы ее обсуждали с будущим Святейшим Патриархом Кириллом, и он нас горячо поддержал.
После проведения летнего молодежного форума на Селигере филиалы нашей организации возникли почти в 40-ка городах России. Люди работают, проводят различные акции и мероприятия... Сейчас мы решаем технические вопросы, занимаемся юридической регистрацией, для которой по закону необходимо наличие филиалов в 40-ка регионах. На это может уйти минимум два года. Нужно выстроить стратегию работы организации. Мы работаем в тесном контакте с Синодальным отделом по связям Церкви и общества, который возглавляет протоиерей Всеволод Чаплин.
Хотя мы находимся только в стадии создания, в некоторых епархиях в нас уже начинают видеть конкурентов. Я хочу подчеркнуть, что организация создается не в рамках Русской Православной Церкви, а носит общественный характер. Она займет место между государством, обществом и Церковью.
Никакой конкуренции с церковными молодежными организациями у нас быть не может. Они решают другие задачи, работают с молодежью воцерковленной или только входящей в жизнь Церкви. Наша главная задача - работа с молодежью нецерковной. Это могут быть представители неформальных движений, неблагополучные люди. Также это может быть талантливая молодежь, которая очень хорошо себя реализует в светских сферах, но не знает ничего о православии. Мы будем работать с этой молодежью, приводить ее в Церковь. Мы не собираемся брать на себя задачи катехизации и воцерковления, но и это возможно на начальном этапе.

- Другими словами, вы не собираетесь удерживать эту молодежь у себя. Ваша задача - передать ее в конкретные приходы...
- Да. Пользуясь собственными техническими возможностями, мы готовы организовывать для молодежи лекции, семинары, встречи с духовенством. Но если молодой человек придет в храм, мы с ним там стоять не будем. Удержать его в храме - это уже задача прихода.
Сейчас мы разрабатываем совместные программы, например, с Центром духовного развития молодежи при Даниловском монастыре, с миссионерским центром покойного отца Даниила Сысоева. Они готовы направлять свои миссионерские силы на участие в наших проектах.

- И есть уже конкретные миссионерские проекты?
- Мы хотим поставить своеобразный эксперимент. В несколько храмов мы приводим своих людей. Это должен быть молодой человек, который будет работать полный рабочий день. Он будет получать деньги за свою работу, и поэтому она должна быть его основным занятием. Мы его обеспечиваем всей необходимой литературой, раздаточным материалом с учетом того района, где стоит храм. Его задача, во-первых, держать жителей всех окрестных домов в курсе того, что происходит в храме. Раскладывать по ящикам листовки с информацией о том, когда какие праздники, посты, когда можно прийти в храм исповедоваться, креститься, побеседовать. Желательно, чтобы он лично знакомился с людьми. В выходные дни он всегда должен быть в храме на службе и беседовать со всеми молодыми людьми, которые приходят в храм. Он должен с ними поговорить и сделать все возможное, чтобы они захотели прийти еще, чтобы воцерковлялись. Он также будет организовывать лектории, паломничества, клубы, показы фильмов, и в итоге вокруг него начнет сплачиваться молодежь из этого района. И дальше по цепочке эта связь должна расширяться. Таким образом, этот человек должен решить главную задачу: сделать храм привычной частью духовного и личного пространства тех людей, которые живут вокруг, привлечь в этот храм людей самого разного возраста (но прежде всего молодых) и организовать в храме работу с молодежью, чтобы она туда тянулась, чтобы ей было интересно, чтобы она почувствовала храм своим домом. Эта задача очень серьезная, требующая максимальной самоотдачи.
Скоро я буду встречаться с теми, кто готов работать, а потом с настоятелями храмов, которые готовы у себя этих людей принять. Здесь есть опасность: один человек, который недостаточно четко себе представляет, что нужно делать, или не хочет нормально работать, может испортить все. Поэтому я очень осторожно подхожу к этому проекту. Уже в декабре мы хотим запустить несколько таких площадок. Данная работа потребует от прихода некоторых жертв: понадобится комната для периодических встреч, стол, какие-то бытовые мелочи. Будем собирать средства для издания необходимой литературы... К следующему лету я хочу сделать отчетный доклад по итогам акции и представить его Святейшему Патриарху Кириллу. Надеюсь, что по итогам работы возникнет необходимость поставить это дело на более серьезную основу. Ведь в начале ноября Святейший Патриарх говорил, что сегодня Церкви нужны активисты, которые способны вокруг себя собирать людей для повседневной работы.

- Вы сказали, что ваша организация является посредником между Церковью, обществом и государством. Как вы видите роль государства в этой работе?
- Я очень надеюсь на то, что Федеральное агентство по делам молодежи и другие государственные структуры будут поддерживать некоторые православные программы. Так, например, мне удалось добиться поддержки для православного «Аниме дома», представленного на Селигере, сейчас этот проект участвует в конкурсе на получение грантов, который регулярно проводит Федеральное агентство. Получение гранта может стать очень неплохим подспорьем для проекта: его создатели только что начали издавать свой журнал, проводят акции, скоро начнут снимать аниме-ролики о православных святых и праздниках.
Государство сейчас интересуется молодежью, оно готово ее поддерживать. Почему Федеральное агентство по делам молодежи согласилось провести православную смену в летнем молодежном форуме на Селигере? Его представители говорили: «Мы знаем, что представляют собой самые разные группы и слои молодежи, а вот что такое православная молодежь, мы пока не знаем. Чем она живет, что ее интересует? Готова ли она отстаивать свою гражданскую позицию? Какова степень ее социальной активности?».
Если государство серьезно хочет это выяснить, то это очень хорошо. Значит ли это, что государство будет предлагать деньги и заставлять их отрабатывать? Разумеется, нет. Есть система грантов, которые можно выиграть по конкурсу в рамках здоровой конкуренции с другими проектами. Нужно просто проявлять активность и работать.
Как писал о. Андрей Кураев, православный должен почувствовать вкус к карьере. Мне кажется, что если люди хотят делать карьеру и при этом не отказываются от православия, им надо помогать. В этом отношении государство - это партнер, который тоже должен об этом заботиться. Не все же православные хотят стать священниками, диаконами, чтецами. Если человек хочет стать политологом или преподавателем, Церковь должна уйти в сторону? А если серьезный, деятельный, активный человек хочет стать священником, разве государство должно сказать «это не наше дело»?

- Мы беседуем в конце Года молодежи. Что следует назвать основным итогом, с точки зрения православных молодых людей?
- Прежде всего, следует отметить проведение летнего Молодежного форума на Селигере. Полуторатысячная смена - это колоссальное количество людей. Мы увидели православную молодежь, которая может сообща работать в самых различных проектах и, что самое главное, может сама их создавать. Ведь по количеству представленных и защищенных проектов православная смена была одной из лучших на Селигере - 113 проектов! Например, семинаристы из Троице-Сергиевой лавры представили великолепный проект по поддержке молодых священников. Вот уходит человек из семинарии, назначается на бедный приход - и что ему делать, как поддержать себя и свою семью? Они предлагали эту проблему решать.
Важно и то, что государство увидело православную молодежь как людей чрезвычайно активных, деятельных, имеющих очень большой потенциал, людей, с которыми можно работать. В свою очередь, православная молодежь увидела, как работает государство. Вот это, конечно, главное.
В ближайшее время по итогам Года молодежи состоится Форум победителей. В спорткомплексе «Олимпийский» соберутся молодые люди со всей страны, которые в этом году достигли очень серьезных успехов: например, закончили вуз с «красным» дипломом, школу - с золотой медалью, у которых есть проекты, изобретения, предложения. С ними будет беседовать Президент России, потому что на этих людей сейчас смотрят как на потенциал общества, как на тех, кто завтра будет работать в компаниях, на предприятиях. На форум приглашается и православная молодежь, которой есть что сказать, у которой есть успехи. Их можно показать Президенту и всем остальным. И мне бы очень хотелось, чтобы на этом Форуме победителей, первом, может быть, мероприятии такого масштаба, государство услышало голос православной молодежи. 

Читать также:

Протоиерей Всеволод Чаплин: Если ты живешь верой...

  «Наши» и православная молодежь

Протоиерей Максим Козлов: миссионер-катехизатор не может ассоциироваться с политическими партиями

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале