Чудесное явление Казанской

В XVI веке, как и сегодня, жизнь подтверждала слова известной пословицы «устами младенца глаголет истина». И сон девятилетней девочки Матроны превратился в общероссийский праздник — день Казанской иконы Божией Матери.

В Казани произошел страшный пожар, разрушивший часть города и половину Кремля. Беда вызвала радость противников христианства, которые расценили произошедшее как проявление гнева Божия. Да и трудно было расценить это как-то иначе.

Не поверил никто и девятилетней девочке Матроне, когда она рассказала, что ей приснилась Богородица и повелела найти Ее икону, зарытую в земле на месте пепелища. Ее отец, как и многие горожане, собирался строить себе на этом месте новый дом. Не поверили ей и во второй раз. На третий раз, когда Пресвятая Богородица уже грозно повелела найти икону, мать девочки не на шутку испугалась. Женщина решила сама начать копать в указанном во сне месте и вместе с Матроной нашла икону Богородицы с младенцем на руках. Изображение было ясным, будто только что написанным, и, что удивительно, нисколько не пострадавшим от огня.

На место чудесного обретения во главе духовенства прибыл архиепископ Иеремия и перенес святой образ в расположенный неподалеку храм, освященный во имя святителя Николая. Оттуда, после молебна, икону перенесли с крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Перед Казанским образом и по сей день молятся об исцелении от болезней глаз. В Никольском храме, где совершили первый молебен пред Казанской иконой, священником в то время был будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был. Ему же принадлежит и служба в честь Казанского образа и любимый многими православными тропарь (текст приведен ниже — Прим. ред.)

После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. На пожертвование князя был воздвигнут Казанский собор на Красной площади.

Казанский собор на Красной площади, Фото Андрея Ерофеева

В память об освобождении Москвы от поляков было установлено совершать 22 октября (4 ноября по нов. ст.) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала оно совершалось лишь в Москве, а с 1649 года стало всероссийским. Ныне 4 ноября в России также государственный праздник — День народного единства — в честь освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания Смутного времени (1612 год). Церковь в этот день празднует память Казанской защитницы Отечества.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр I перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург. В 1811 году перед Отечественной войной икона была перенесена в новосозданный Казанский собор, который впоследствии стал храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, выполнен из ста пудов серебра, сорок из которых были пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. В праздник Казанской иконы 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, где французы потеряли 7 тысяч человек.

Казанская икона очень почитаема в Русской Православной Церкви. Слова тропаря, главного славительного песнопения, которое прозвучит на праздник в храмах, подтверждают теплую привязанность, любовь православных к этому образу:

Заступнице усердная, /
Мати Господа Вышняго, /
за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, /
и всем твориши спастися, /
в державный Твой покров прибегающим. /
Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, /
иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, /
предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/
и сокрушенным сердцем, /
пред пречистым Твоим образом со слезами /
и невозвратно надежду имущих на Тя, /
избавления всех зол, /
всем полезная даруй /
и вся спаси, Богородице Дево: /
Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Впервые опубликовано 21 июля 2008 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале