Дискуссия «Христианство и астрология»

В Просветительском центре при храме Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол "Церковь и астрология". В нем приняли участие клирики Санкт-Петербургской митрополии. Сегодня мы публикуем реплики участников дискуссии, предоставленные журналом "Вода живая" .

 

 
 

Иерей Димитрий Симонов,
клирик храма Богоявления на Гутуевском острове:
Энциклопедия дает такое определение астрологии: «Это оккультное учение, согласно которому по расположению небесных тел возможно предсказывать будущее отдельных людей и целых народов, исход предпринимаемых действий и происходящих событий». Астрология готова предсказывать судьбу человека по расположению звезд в момент его рождения. Гороскопы составлялись для стратегии поведения правителей и частных лиц. Астрология была очень популярна в древнем мире и даже в средневековье, когда Европа уже стала христианской. Насколько актуальна астрология для современного человека? Возможен ли какой-то диалог между астрологией и христианством?

Иерей Вячеслав Санин,
клирик храма Преображения Господня в Лесном:
Астрология, скорее, относится к области веры, а не науки. Конечно, нам интересно изучать Божий мир, это вполне можно делать в рамках астрономии или просто любуясь звездным небом, отдавая должное предыдущим культурам и цивилизациям, которые дали имена звездам и созвездиям. Но строить серьезный диалог между астрологией и христианством я не вижу смысла.

Иерей Михаил Браверман,
настоятель храма святых Константина и Елены:
Получается так, что мы всюду натыкаемся на астрологические прогнозы: в бесплатных газетах, которые бросают в наш почтовый ящик, на разных интернет-сайтах. Видимо, эта тема актуальна для наших соотечественников; поэтому у нас должен быть свой ответ на этот вопрос. Все мы живем, не зная будущего, и если у человека нет веры как доверия Богу, то он будет пытаться любым способом избавиться от страха неизвестности. С утра заглядывает такой человек в астрологический прогноз и получает инструкцию, как ему жить дальше. И все его вопросы решены. Реально ли это? В идеале человек должен ощущать свою связь с Тем, Кто является Владыкой Вселенной и Владыкой нашей жизни, - с Богом и с этим ощущением соотносить свою жизнь.

Самое главное противоречие между астрологией и христианством - изъятие из человеческой жизни той свободы, которая должна быть в отношениях между человеком и Богом, в соответствии с которой наша судьба (то есть суд Божий) зависит как от Творца, так и от нас самих. Конечно, очень грустно, если свою жизнь человек вручает не Живому Богу - Творцу неба и земли, а его творениям - звездам.

Протоиерей Александр Сорокин,
настоятель церкви Феодоровской иконы Божией Матери:
Как я понимаю, миссия астрологии не в предсказании будущего и не в покушении на свободу. Мы определены тем местом, где родились, семьей, где мы воспитывались, образованием, которое мы получили, качествами характера, унаследованными от наших родителей, и всем прочим, в чем нет нашей свободы. Мы не можем это изменить. Но подлинная свобода состоит в отсечении всего, в чем мы действительно несвободны. Нам нужно найти это «маленькое пространство», по выражению Николая Лосского, где находится подлинная свобода.


Предсказания гороскопа... или старца

Иерей Димитрий Симонов:
Может ли на человека влиять положение звезд? Господь создал светила, а мы знаем, что магнитные бури, вспышки на солнце влияют на окружающие планеты, луна влияет на приливы и отливы на Земле, и даже погода может влиять на наше самочувствие и настроение. А если светила могут на нас влиять, то почему бы нам не использовать эти знания?

Иерей Вячеслав Санин:
Наука основывается на эксперименте, а кто измерил, как сочетание звезд оказывает влияние на судьбу человека? Может быть, светила могут в какой-то степени влиять на наше самочувствие, но зачем специально настраиваться на это? Разве мы не хотим преодолеть влияние среды? Господь дает нам силы и возможности для того, чтобы мы «превосходили естества чин». Помимо звезд, на нас оказывает влияние и наша генетическая память, и определенные внешние условия, но преодолевая эти влияния, мы тем самым начинаем свое восхождение к воскресению, то есть восстанию, преодолению всех этих естественных тяготений!..

По-видимому, существует общее духовное заболевание человечества - нежелание быть свободным. Даже не веря в астрологию, приходя в церковь, мы ждем точных указаний и предсказаний. Мы опять вписываем себя в систему каких-то координат, забывая о той царственной свободе, которая нам дарована в Церкви не как в системе, а как в новой реальности.

Иерей Димитрий Симонов:
Если светский человек не знает, как поступить, он идет к астрологу, а православный христианин - к старцу. Множество людей стремится к духовным авторитетам за пророчествами, указаниями, подтверждением собственных решений. Чем они отличаются от тех, кто идет к астрологу?

Иерей Михаил Браверман:
Есть большая разница между обращением к человеку и обращением к материи. Все творение, весь мир свидетельствует о Боге, но после воплощения Сына Божия нет никакого смысла обращаться к деревьям, птицам, звездам для получения откровения. Ведь Бог, став человеком, может говорить прежде всего через человека, это очевидно.

Иерей Вячеслав Санин:
Возможно, увлечение старцами мало отличается от упования на звезды. В нашем церковном опыте много искажений. Для людей легче бегать по разным священникам, чем трудиться над собой. Или такая детерминированность: совершу 100 поклонов - и все будет хорошо. Но с другой стороны, диалог - это нормально. Если человек как-то неправильно мыслит, то общение с другим мудрым или духовно опытным человеком вполне может ему помочь. Дело тут в желании узнать волю Божию. К сожалению, часто люди просто интересуются своим будущим, поэтому интерес к пророчествам довольно широко распространен в православной среде. А ведь через миропомазание человеку дано быть царем, пророком и священником. Пророчествовать - это значит осуществлять ту уникальную задачу, которая дана нам Богом, выполнять Его замысел о нас, узнавать этот замысел, принимая во внимание все внешние влияния, архетипы, национальные различия и тому подобное.

 

 
 


Спроси о замысле Божием у звезд

Иерей Димитрий Симонов:
Некоторые люди хотят пользоваться астрологическими расчетами для того, чтобы утвердиться, например, в правильности своего решения, а не для того, чтобы узнать будущее. Допустимо ли это для христианина?

Алла Придорожная:
В астрологии важен личный гороскоп, который состоит из взаимодействия светил, стоявших в определенном положении во времени и месте, когда человек родился. Именно это взаимодействие задает человеку определенное направление. Я думаю, что в этом есть разумное зерно. Безусловно, важна личность конкретного астролога.

Иерей Вячеслав Санин:
Светила и звезды даны для ориентации в космосе, для различения дня и ночи. Но нам следует обращаться к Тому, Кто над звездами. Я понимаю, что газеты и журналы нам предлагают примитивную профанацию астрологии. Но и серьезная астрология (с высоты христианского откровения) не может играть существенной роли в жизни христианина.

Татьяна:
Астрология - древнейшая наука. У халдеев есть таблица наблюдения за светилами за 10 000 лет. Светила определяют характер человека. Мне интересно, например, узнать, какие у меня есть сильные и слабые стороны, на что следует обратить внимание. Чтобы решить жизненно важные вопросы, я обращалась к священнику, постоянно молюсь Богу, но эти вопросы не решаются. Вероятно, мне нужно обратиться к чему-то более конкретному? Раз у Господа есть замысел о каждом человеке, то я хотела бы узнать замысел относительно меня. Как мне определить, что мне надо делать в том или ином случае? Священное Писание абстрактно, а астрология конкретна и детальна, но она - вспомогательное средство.

Татьяна Шморгун:
Я думаю, астрология формирует в человеке безответственность, поскольку он стремится переложить ответственность за свои поступки на астролога, который будет его по жизни вести и подсказывать, что делать. В христианстве это может быть священник, от которого люди ждут конкретных указаний. Лично я в сложных ситуациях обращаюсь непосредственно к Богу, прошу Его руководить мною и вести меня по жизни. Я полностью Ему доверяю: «Блажен, кто верует». Самое главное - довериться Богу, который всех нас любит и обо всех заботится. В этом христианин намного сильнее мирского человека, который боится неизвестного.

Елена Стальнова:
Моя подруга училась на астролога и вполне профессионально составила мне гороскоп. Но с самого начала мне было странно, что все так жестко предопределено. Сначала я старалась следовать своему гороскопу, но постепенно почувствовала, что мне это не нужно. Когда я «слушалась» гороскопа, ушла радость жизни, а когда я пришла в храм, начала исповедоваться и причащаться, эта радость ко мне вернулась.

Иерей Димитрий Симонов:
Мне кажется, что человек, живущий в Новом Завете и имеющий глубоко личные отношения со Христом, обязательно услышит ответ от Него, даже если он придет не сразу и не очень явно. Для того чтобы понять свое призвание и узнать волю Божию о себе, нужно приложить определенное внутреннее усилие. В этом отношении идти путем астрологии - упрощенчество.

Протоиерей Александр Сорокин:
Восторженное отношение к звездам часто выливается в суеверный страх и поклонение. Против такого идолопоклонства выступает Библия, которая в Книге Бытия, сообщая о сотворении мира, намеренно называет солнце и луну большим и малым светилами.

Свой антиастральный выпад христианство красноречиво высказало тем, как расположило по календарю свои главные праздники. В Евангелии не написано о том, когда родился Господь наш Иисус Христос, но мы празднуем Рождество 25 декабря (по старому стилю), поскольку для нас «Солнце правды» - Христос, о чем поется в рождественском тропаре. А язычники поклонялись в эти дни тварному солнцу, потому что начинает увеличиваться день. Наш праздник установлен в противовес этому языческому пониманию солнца. От Рождества отсчитывается праздник Благовещения. Но в этой солярности нет астрологической направленности. В астрологии много шарлатанства, поэтому к звездам в христианстве возникло настороженное отношение.


Путь пастуха или волхва

Иерей Димитрий Симонов:
У волхвов, пришедших к Христу вслед за Вифлеемской звездой, путь был достаточно долгим и непрямым. Все-таки им пришлось сначала обратиться к Ироду. А у пастухов путь был простым, поскольку им о Христе возвестили ангелы.

Иерей Михаил Браверман:
Волхвы были такие мудрые, что им были открыты знамения времен. Пастухи были так чисты сердцем, что ангелы открыли им весть о Рождестве Христовом. В нашей жизни важно то, что приводит нас ко Христу.

Астрология претендует на то, чтобы заниматься довольно глубокими вещами - будущим и судьбой человека, но ведь богословие говорит о еще более глубоких вещах. И кардинальная разница состоит в том, что богословие основано на том, что Сам Бог говорит нам о Себе в Предании и Писании, тогда как астрология - некий опыт жизни человека в этом мире.

Иерей Вячеслав Санин:
Продуктивнее обращаться не к макрокосмосу, а к микрокосмосу, не к астрологии, а к психологии. Есть, например, школа логотерапии Виктора Франкла, которую я бы рекомендовал православным. Ответы надо искать не где-то вовне, а в самом себе. Не нужно стараться соответствовать ничьим ожиданиям, кроме ожиданий Господа, и ни с кем не соревноваться.

Иерей Димитрий Симонов:
Итак, не стоит противопоставлять христианство и астрологию. Если цель астролога - отдернуть завесу с того, что Бог скрыл от человека, то это весьма опрометчиво, даже опасно. Если человек пытается с помощью астрологии найти ответы на какие-то вопросы, то важно, чтобы это увлечение занимало свое место в его жизни. Когда центр тяжести смещается и Господь занимает лишь одно из мест в жизни такого человека, нужно произвести переоценку ценностей. А если увлечение астрологией является неким поиском, то оно может быть допустимо для человека, идущего путем волхва. Хотя современные российские ученые негативно относятся к астрологии: «С точки зрения науки, астрология является типичным лженаучным явлением, разновидностью гадательной магии. При этом наука признает, что на определенном этапе своего развития астрология стимулировала развитие наблюдательной астрономии, математики, метеорологии и других областей знания».

 

Подготовила Ольга Сергеева
Фото Станислава Марченко

Материал опубликован в журнале "Вода живая" (Санкт-Петербургский церковный вестник) № 1 за 2010 год