Антипасха - праздник атеистов?

Первое воскресенье после праздника Пасхи, называется в церковном календаре странным словом «Антипасха». Что это? Может быть, праздник, противоположный Пасхе? Ведь приставка «анти» – вроде бы означает «против». Не узнаем ли мы в этот день, что Христос на самом деле не воскресал?

Уверение Фомы. Мозаика храма в Дафии(Греция). Конец XIв.

   Праздник атеистов - наверное, именно такая ассоциация может возникнуть у человека нецерковного при упоминании слова Антипасха. Но если быть корректным в переводе, то греческое слово анти значит вместо. Следовательно - Антипасха – праздник некоего восполнения, это как бы еще одна Пасха, еще одна радость встречи.

 

   В этот день Церковь празднует встречу апостола Фомы и воскресшего Христа. Согласно Евангелию, Фома, с чьим именем устойчиво ассоциируется эпитет «неверующий», однако, не был ни богоненавистником, ни еретиком. Но имел «доброе» сомнение в том, что Христос, его Учитель, любимый и преданный, распятый и погребенный, именно Он, - будто бы воскрес. Фомы не было среди апостолов, видевших Христа сразу по Воскресении. Слова сомневающегося: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - это слова эдакого естествоиспытателя, человека, жаждущего по-настоящему пережить встречу с Богом, восполнить Пасху радостью о Христе. И Фома получает чаемое, явившийся Христос говорит ему:«Подай перст свой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим», а ошеломленный Фома только восклицает: «Господь мой и Бог мой!»

 

Святитель Феофан Затворник

 

 

   Святитель Феофан Затворник размышляет: «"Господь мой и Бог мой!" - воззвал святой апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует... Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть».

 

   Так что Антипасха - скорее праздник для «добрых сомневающихся»: жаждущих новых открытий, ищущих и горящих, готовых именно в вере подражать Фоме.

 

Венчание императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Л. Туксен

 

   Символично, что среди православных сложилась добрая традиция венчаться на Красную горку, как еще в народе называют Фомино воскресение. Церковь, сама, как Невеста, убранная для Жениха Христа, красуется великолепием пасхального наряда, священство, облаченное в «порфиру и виссон», возглашает: «сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину», а хор, или по-церковному «лик», воспевает: «святии мученицы, добре страдальчествовавшии и венчавшиеся».

   Венчание – обет верности любящих перед лицом Бога, воссоединение во Христе, а еще - выражение готовности жертвовать собой ради другого, по примеру святых мучеников. Апостол Фома и здесь является подходящим примером, ведь в конце своего земного пути он принимает мученическую смерть за христианское благовестие, жертвует жизнью ради познанного им Христа.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале