Миссионерские открытия...

«Что за странный праздник – день рождения Святителя? Откуда его в здешних краях взяли?», — недоумевали мы, пока не обнаружили в богослужебных книгах тропарь и кондак на этот случай.

11 августа, пятница

Немногие из нас знали, что 11 августа – день рождения св. Николая Чудотворца и, соответственно, одна из годовых его памятей в церковном календаре. «Что за странный праздник – день рождения Святителя? Откуда его в здешних краях взяли?», — недоумевали мы, пока не обнаружили в богослужебных книгах тропарь и кондак на этот случай.

В одном из близлежащих сёл, Радовицах, это престольный праздник. Предполагалось начать день с литургии на открытом воздухе в стенах бывшего Николо-Радвицкого монастыря. Мы еще не знали, насколько он «бывший», поэтому надеялись, что служить будут всё же в храме, ибо погода была «не летная»: холод и мелкий дождь. Когда же мы оказались в монастыре, поняли, что наши надежда не оправдаются; ни одного целого здания, ни одной крыши. Рощицы деревьев на рассыпающихся стенах… с тех пор, как мне растолковали, что такая поросль – издавна признак запустения, того, что люди покинули это место, что корни разрушают кладку быстрее, чем ветер, дождь, и снег, подобная растительность не кажется ни живописной, ни умилительной. Даже хочется, презрев природную флегматичность и пацифизм, её вырубить. Да! Ещё на территории – крохотный домик, где ныне живут два монаха.

Побродив минут пятнадцать по развалинам, едем служить в маленький храм свт. Николая, расположенный рядом с монастырем. По случаю престола много и прихожан, и духовенства. Мы же особенно радуемся приезду нашего о. диакона Александра, сослужащего на Литургии, и нескольких наших прихожан. Подумываем: может, подворье здесь организовать, а?

За время литургии погода заметно улучшилась, поэтому концерт проходит, как и планировали, в стенах монастыря. О. Максим назвал обстановку «романтической» — чтобы избежать пафоса. Но, да простят мне лирику, когда в стенах поруганного монастыря звучали церковные песнопения, верилось, что он возродится. Хочется верить.

Слушателей много. Мы знакомимся с егорьевскими скаутами – группой ребят 14—16 лет в форменных синих блузах с массой малопонятных нам значков и нашивок. Скауты оказываются православными, вместе с нами слушают рассказ о монастыре, остаются на концерт. Мы разучиваем скаутский салют – большой палец и мизинец правой руки соединяют (старший помогает младшему, младший слушается старшего), остальные три пальца выпрямляют (долг перед Богом, долг перед Родиной, долг перед самим собой). Когда после концерта автобус трогается, салютуем им на прощание.

11 августа Маши Зубаревой...

Сегодня день рождения свт. Николая Чудотворца. И мой. Едем в Николо-Радовицкий монастырь, где престольный праздник. Уже с утра меня начинают поздравлять, но отец Максим останавливает: «Подождите, надо по нарастающей – сначала пусть причастится, потом уже и «Многая лета» можно спеть и отпраздновать по-хорошему». Что такое «по-хорошему» - я узнала только вечером. Но об этом позже.

Николо-Радовицкий монастырь – это, пожалуй, самый дальний монастырь Подмосковья – около 140 км. от МКАД. Некогда большая обитель, в которой спасалось ученое монашество (монахи занимались в основном переводом богословских книг, а содержали их жители образовавшейся вокруг монастыря деревни). Теперь это развалины, на которые, по словам о. Максима, умилительно посмотреть однажды, но страшно – если нужно это восстанавливать. Братия (всего два иеромонаха) живут в домике вроде вагончика на территории монастыря. А служат в храме при кладбище. Мы должны были служить под открытым небом, но погода не позволила. Вчера мы хотели помолиться о хорошей погоде, но в Колычево не оказалось текста церковной молитвы. А сердечная, видимо, не была достаточно горячей. Впрочем, после Литургии развиднелось и концерт прошел, как и планировали, на поляне перед тем, что было раньше главным храмом монастыря. Перед концертом там гуляли кобыла с жеребенком. Не знаю, что Витя с ним делал, но он ласкался, как котенок. Было около 80-ти человек зрителей, в том числе местное отделение скаутов и уже знакомые нам ребята из «Очага».

Вообще рождество свт. Николая здесь празднуется удивительно широко и считается престольным праздником обители. Хотя обычно день памяти святого – это день его кончины. Отец Никодим – благочинный церквей Егорьевского района – говорит, что этот праздник незаслуженно забыт.

У нас сегодня гости – приехали наш дьякон отец Александр, казначей Татьяна Николаевна и еще трое прихожан. Но я больше всего жду других гостей – вечером должны приехать мои родители. А надо сказать, что они считают всю мою церковность мракобесием и обвиняют в ней попов, «распространяющих религиозный дурман среди неокрепших умов…» Так что принять решение о том, чтобы приехать за 400 с лишним километров в женский монастырь, соседствующий с психоневрологическим интернатом, им было непросто. Отец Максим очень надеется, что личная встреча, если не станет переломной, то хотя бы поможет рассеять фантомы относительно церкви, оставшиеся у них с советских времен. Наше с ним волнение постепенно передается и миссионерам. К вечеру меня все чаще спрашивают, когда же они приедут.

А приехали они очень поздно, когда праздничная трапеза уже была в полном разгаре… Они не увидели, что мне подарили, простите, резиновые сапоги (очень актуальный подарок), не услышали, как отец Максим пожелал мне, чтобы «Господь причислил меня к клерикальному сословию», а матушка, видимо, вторя ему, подарила Типикон… «Батюшка, - говорю я, - так вот почему родителей до сих пор нет: они бы не пережили такого пожелания». «Не волнуйся, Маша, - ответил он, – я бы сказал так, что они ничего не поняли бы». Зато они услышали слова, ради которых, наверно, приехали. Отец Максим в очередной раз напомнил в моем лице всем православным студентам о том, что мы в абсолютном меньшинстве, и должны жить так, чтобы окружающие видели, что в нашей жизни есть что-то, что наполняет ее истинным смыслом. Он вспомнил, что я пришла в храм, когда узнала, что один из лучших преподавателей журфака – алтарник в Татьянинском храме. Так вот мы должны быть лучшими студентами, преподавателями, сотрудниками… «А ты, Маша, должна в свои 22 года, наконец, закончить очередной учебный год без хвостов». Потом батюшка извинился, что говорил такие нелицеприятные вещи, но я и сама знаю: это сказано для того, чтобы мои родители поняли, что церковь не поддерживает неучей. Потом мы спели несколько песен, и на этом их короткий визит закончился: надо было ехать обратно – хорошего понемножку.

Удивительно было видеть, что даже ребята волновались. Почти каждый интересовался, какое впечатление они произвели, не испугали ли. Но, судя по тому, что папа сказал: «Ну, Маша, ты в хороших руках», - смотрины прошли весьма успешно. Да, такого дня рождения: Литургия, концерт, праздничная трапеза в монастыре в такой большой и хорошей компании, у меня еще не было и может уже не быть. Мне очень понравилось пожелание Александра Анатольевича: «Не у каждого день рождения совпадает с днем рождения Николая Чудотворца, и не каждого он приглашает отметить их вместе. Этот день нам запомнится на всю жизнь».

Читайте также:
Успенский пост
Как правильно провести время поста?
Беседа перед исповедью
Медовый Спас - медовый стол
Монастырский мед. Из рассказов архимандрита Павла (Груздева)
Праздник Спаса, Креста и поста

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале