Немного о жизни прихода при храме святителя Николая во Франкфурте-на-Майне

Совместный проект издания «Татьянин день» и журнала «Мы в России и Зарубежье»: Наш приход во Франкфурте существует с 1945 года. В то время он состоял из представителей первой эмиграции, «остарбайтеров» (т. е. угнанных на принудительные работы в Германию во время Второй мировой войны — прим. ред.), военнопленных, людей, освобожденных из немецких концлагерей и беженцев. Службы проходили в маленькой церкви Всех Святых в Бад Гомбурге, недалеко от Франкфурта, выстроенной еще при царе Николае II в 1899 году.

www.tema.ru

Наш приход во Франкфурте существует с 1945 года. В то время он состоял из представителей первой эмиграции, «остарбайтеров» (т. е. угнанных на принудительные работы в Германию во время Второй мировой войны — прим. ред.), военнопленных, людей, освобожденных из немецких концлагерей и беженцев. Службы проходили в маленькой церкви Всех Святых в Бад Гомбурге, недалеко от Франкфурта, выстроенной еще при царе Николае II в 1899 году. Так как эта церковь очень маленькая, а приход разрастался, в 1950 году во Франкфурт перевезли из Касселя, из бывшего лагеря для русских беженцев, барачную церковь. Но уже в 1957 году начали думать о постройке настоящего храма. В 1965 году состоялась торжественная закладка камня, и два года спустя начались регулярные службы в нововыстроенном храме святителя Николая.

До 90-ых годов на богослужения приходило не больше 70 человек. Начиная с 1990 года в Германию стало приезжать много людей из России и других стран СНГ, и число прихожан со временем сильно увеличилось. Сейчас уже очень трудно сказать, сколько человек насчитывает наш приход. В среднем, каждое воскресенье приходит от 100 до 200 человек, а на Пасху бывает до 500. Побывав в октябре в Москве, я в очередной раз убедилась в том, что приходская жизнь в России сильно отличается от нашей. Сначала я постараюсь объяснить, что я имею в виду, говоря о «приходской жизни».

В нашей церкви, как и во многих других церквях за рубежом, приходская жизнь не ограничивается тем, что люди приходят в церковь и вместе молятся и причащаются. Прихожане — это люди, которые действительно приходят регулярно на службу, в отличие от «захожан», которые изредка заглядывают в храм и опять пропадают.

Для нас приход — это живой организм, большая семья, к которой каждый, кто хочет, может присоединиться. Когда входишь в храм, всегда встречаешь много знакомых и родных лиц. Очень часто бывает, что люди, походив в церковь и познакомившись с другими людьми, начинают помогать как могут и перенимать какие-то обязанности. Все важные вопросы нашего прихода у нас решаются приходским советом, состоящим из десяти прихожан. Их выбирают на общеприходском собрании, которое созывается раз в год и в котором могут участвовать все действительные члены прихода. На этом собрании настоятель, староста, казначей и другие люди, принявшие на себя какую-либо обязанность, сообщают о текущих делах, спрашивают мнение прихожан, предлагают людям в свою очередь помочь церкви, объявляют планы и многое другое.

Для многих людей церковная среда является главным кругом общения или маленьким кусочком родины среди чужого по духу окружающего мира. По воскресеньям после литургии желающие собираются в приходском зале при храме, отстроенном три года назад и вмещающем до 200 человек. Собирается там обычно около 60 человек. Предлагаются чай, кофе, пироги, а часто и горячие блюда, которые готовят дежурные из сестричества.

Здесь у прихожан есть возможность познакомиться друг с другом, обменяться мнениями, новостями, отвести душу. Встречаются люди разных возрастов, разных национальностей: русские, украинцы, грузины, белорусы, молдаване, немцы, греки, сербы и много других (есть даже один японец). Особенно радостно видеть, как много у нас за последние годы появилось молодежи и детей.

Важной частью нашей приходской жизни, являются, конечно, праздники, отмечаемые в храме торжественной литургией, а потом общей трапезой в зале. Главный из этих праздников, естественно, — Пасха, когда ночью, после крестного хода с заутреней и литургией прихожане все вместе разговляются. В эту ночь трапезная наполняется до отказа: за обильно накрытыми столами размещается более 200 человек. А на следующий день прихожане опять собираются и вместе убирают церковь и зал после праздничной ночи. В пасхальный понедельник, после литургии, по традиции нашим детям позволяется подняться на колокольню и самим звонить во все колокола.

В первое воскресенье после Рождества устраивается традиционная Елка, в которой принимает участие до 100 человек детей. Усилиями нескольких мам ставится небольшой спектакль, дети читают стихи и поют песни, приходит Дед Мороз и раздает всем детям подарки, а взрослые могут тем временем общаться за чашкой кофе или чая с пирогами и пирожками.

В этом году, как мне рассказали по секрету, нам покажут музыкальное представление под названием «Тайна святого источника».

Раньше дети показывали еще и русские танцы, в народных костюмах. Сейчас, к сожалению, эта традиция, немного позабылась, скорее всего, из-за нехватки сил.

В программе представлений бывают и колядки, исполняемые молодежным хором из числа прихожан. Продаются лотерейные билеты, выигрышами которых являются заранее пожертвованные предметы.

Торжественно отмечаются и наши престольные праздники: День Святителя Николая, 19 декабря, и летний праздник, Всех Святых, так как церковь в Бад Гомбурге принадлежит также к нашему приходу. В эти дни приезжает преосвященнейший Владыка Марк или Владыка Агапит, священники и диаконы из других приходов. После службы все приглашаются на трапезу: зимой, на святителя Николая — в нашем приходском зале, а летом, на Всех Святых, — в саду у нашего настоятеля. В этом году престольный праздник будет особенно радостным, так как в эти дни наш приход посетит древнейшая чудотворная икона Божьей Матери Курская-Коренная, главная святыня русского зарубежья, исцелившая в свое время маленького Прохора Мошнина, будущего преподобного Серафима Саровского.

Кроме праздничных трапез и регулярного чаепития, в приходском зале устраиваются разнообразные мероприятия: например, концерты на фортепиано и других инструментах. Также бывали у нас и хоровые концерты, приезжал, в частности, молодежный хор из Петербурга, исполнявший духовные и народные песнопения.

Кроме того, ученые из России читали у нас несколько докладов, в том числе об иконной живописи и о древнем церковном пении. На днях наш настоятель прочел доклад об истории церкви с 1917 года до смерти Сталина.

Три года назад наш приход вместе с другими приходами из Германии ездили в паломничество в Лимбург, где в католическом храме хранится большая частица Животворящего Креста Господня. Собралось около 400 человек православных. Приехал владыка Агапит и с несколькими священниками отслужил молебен, после чего все могли приложиться к Кресту.

Конечно, такая приходская жизнь существует только благодаря добровольным помощникам, вкладывающим большие силы, время и любовь в это дело. Никакой общей приходской жизни не существовало бы без нашего старосты, без сестричества и помощников, о которых зачастую мало кто знает, но без которых многое было бы невозможным.

Люди, выехавшие из России, обретают в нашем храме вторую родину. А для тех, кто в духовном смысле родился и вырос в этом приходе, чьи родители и деды ходили в эту же церковь, крестились и венчались в ней, она является настоящей родиной.

Читайте также:
Что значит быть русским за границей?
«Дальше будем решать вместе»
«В реальной жизни нужно бороться за свои идеалы»
Бавария: оплот христианской демократии

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале