Диагноз: ВИЧ

Лица, живущие с ВИЧ (ЛЖВ), — такие же чада Церкви, как и все остальные. У всех свои болезни, и все дети требуют особой заботы. О том, какие особые формы заботы о ЛЖВ есть у Церкви, специалисты рассказывали на круглом столе «Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ-СПИД», который проводится уже в десятый раз.

 


 Участники круглого стола «Участие Русской Православной Церкви
в профилактике и борьбе с ВИЧ-СПИД»

Участники круглого стола — священники, психологи, врачи, волонтеры — обмениваются опытом по вопросам пастырского окормления людей, живущих с ВИЧ, Интернет-консультирования, проведения для них особых молебнов, диаконической работы.

Отправлять ли к психологу?

Многие люди, получив положительный результат анализа на ВИЧ, с вопросами «за что» и «зачем» обращаются в Церковь. При этом их состояние зачастую оказывается настолько тяжелым, что они не способны услышать слово ни пастырской, ни психологической поддержки. Протоиерей Константин Константинов из Санкт-Петербурга, кандидат биологических наук, физиолог и психофизиолог по светскому образованию, на круглом столе рассказал об одном из методов реабилитации лиц, живущих с ВИЧ, позволяющем смягчить депрессивный фактор и сделать человека доступным для помощи словом. После этого ему могут быть полезны священник и (или) психолог.

Иеромонах Диомид (Кузьмин), руководитель реабилитационного центра при Площанской Богородицкой пустыни (Брянская обл.), обобщил свой опыт пастырского окормления ЛЖВ: он склонен применять психологические методики. «Самое простое, что можно сделать священнику, — это провести вместе с ЛЖВ простую работу на тему «что же с ним случилось» по методу рационализации. Человек начинает рассуждать, раскладывать проблему по полочкам, и происходит перенастройка сознания и личности». Второй доступный священнику вид помощи — слушать, иногда часами.

Игумен Мефодий (Кондратьев), руководитель реабилитационного центра в Иваново-Вознесенской епархии, напротив, считает, что возникшая у священников традиция отправлять человека к психотерапевту ошибочна: «Человек сейчас идет к Богу. Даже если ты не компетентен, молчи, не тряси своими немощами. Если Бог скажет ему «иди к психотерапевту», это катастрофа». Священник принимает в открытое сердце боль человека и ждет, что Бог положит на сердце.

Протоиерей Владимир Шмалий, регулярно проводящий молебны для ЛЖВ в храме Живоначальной Троицы в Хорошево, настаивал на необходимости психологической помощи: «Например, если у человека травма, я могу только выслушать, а психолог может купировать психосоматику. Было бы нелепо, если бы я лечил зубную боль. Послал нам Господь психологов — и надо их использовать, при этом встречаться и обмениваться мнениями, чтобы провести демаркационную линию — что находится в моей компетенции, а кого нужно отправлять к ним».

 


 Участники круглого стола «Участие Русской Православной Церкви

в профилактике и борьбе с ВИЧ-СПИД»

Ставить ли именно ВИЧ во главу угла?


В православных группах взаимопомощи, при общении со священником ВИЧ-положительные люди обычно задают те же самые вопросы, что и любые другие жители России: для чего нужно поститься, как найти духовника, что такое христианская семья и пр. Священник, общаясь с ЛЖВ, может относиться к ним как к особенным людям или как к любым другим своим прихожанам. Большинство пастырей, участвовавших в круглом столе, предлагали выбирать последний способ общения.

Так считает, например, протодиакон Иоанн Диденко, директор фонда «Вера, Надежда, Любовь», клирик прихода при психоневрологической больнице в Киеве. «Когда ЛЖВ приходят, инфекция — это не главная их проблема, — уверен отец Иоанн. — У них много других проблем, и ВИЧ нельзя ставить во главу угла».

С отцом Иоанном согласился в этом директор миссии «Христианское социальное служение», председатель Белорусского Круглого стола по межцерковной помощи Микола Матрунчик: например, один из его пациентов считает своей главной проблемой отсутствие работы.

Протоиерей Олег Скоморох, заведующий сектором тюремного служения отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Санкт-Петербургской епархии, рассказал о встречах с ВИЧ-положительными заключенными в своем следственном изоляторе. Сейчас исправительную систему постоянно реформируют. Иногда ЛЖВ содержатся в отдельной камере, а иногда им, наоборот, разрешается жить со всеми, чтобы они не чувствовали себя в кругу умирающих.

В изоляторе, который посещает отец Олег, они содержатся раздельно. «Я стараюсь не заострять внимание на том, что они носители этой инфекции. У них, как и у всех, главная надежда — на освобождение. Они могут потерять здоровье, жизнь, семью — как и любые люди в тюрьме. Я говорю с ними о том же самом, что и со всеми другими заключенными», — говорить прот. Олег Скоморох.

Уполномоченный по работе с ВИЧ-инфицированными и наркозависимыми Липецкой и Елецкой епархии священник Андрей Суриков, руководитель реабилитационного центра СПИД в Липецке, согласен с протоиереем Олегом Скоморохом: «В общении с ЛЖВ мы не заостряем внимание на инфекции, стараемся общаться на том же уровне, что с сотрудниками центра. ЛЖВ это нравится, это нормально». Однако отец Андрей стал замечать другую проблему: когда идет обсуждение той или иной проблемы в жизни человека, проблема может быть такая же, как у любого другого, но ЛЖВ заявляет: у меня ВИЧ, и мне нужна помощь. «Возникает некоторое злоупотребление болезнью: они замечают нашу заботу и пользуются этим, как избалованные дети», — говорит отец Андрей Суриков.

Протодиак. Иоанн Диденко тоже замечает эту проблему. Есть некоторая специфика в вопросах помощи людям, живущим с ВИЧ, и нужно относиться к ним разумно.

 

 
 Участники круглого стола «Участие Русской Православной Церкви

в профилактике и борьбе с ВИЧ-СПИД»

Чем отличается жизнь с ВИЧ?

Как выясняется, по большому счету жизнь с ВИЧ на сегодня не отличается от обычной ничем: все в руках человека, он не лишен свободного выбора. Человек с тромбом живет не в более безопасном мире.

Священник Петр Коломейцев (священник храма Спаса Нерукотворного на Сетуне при Кунцевском кладбище, коррекционный психолог, сурдопсихолог) рассказал о том, как помочь ЛЖВ, объясняя им, что по уровню угроз их жизнь практически не отличается от жизни остальных людей. Есть базовые элементы, от которых зависит выживание и психическое здоровье человека. Если один из них отсутствует, возникает крайний дискомфорт и суицидальные мысли.

Во-первых, это физическая безопасность. У людей, живущих с ВИЧ, этого ощущения нет: им говорят, что это смертельный диагноз, и человек чувствует себя, как в городе под бомбежкой. «Надо объяснять ЛЖВ, что вообще-то их физическая безопасность не меньше, чем у нас с вами. У нас 100% смертность — за исключением пророка Илии разве что», — так предлагает повысить психологический комфорт ВИЧ-положительных пациентов отец Петр.

Второй элемент — психологическая защищенность (от унижения и т. п.). Конечно, на сегодня стигматизация ЛЖВ в нашем обществе существует, но надо учить наших пациентов прощать тех, кто агрессивен к ним, т.к. люди агрессивны из страха.

Третий элемент — стабильность, неиссякаемость источников жизнеобеспечения. Пациенты с ВИЧ в этом не уверены. Лечение дорогое, должно быть непрерывным, и они боятся, что однажды не смогут продолжить принимать терапию. Но кризис показал, что стабильности нет ни у кого.

Еще жизненно важный элемент — постоянство в отношениях с людьми. ЛЖВ прощаются с этим ощущением: кто-то сегодня был другом, а завтра он узнал о твоем статусе и стал врагом. Легче, когда человека стабильно ненавидят и постоянно преследуют. Вывод для священника или психолога, который решил заняться реабилитацией ЛЖВ: нельзя оставлять человека, если мы уже предложили себя в помощники.

Для нормальной жизни человеку необходимо ощущение, что он имеет возможность контролировать то, что его окружает. Надо говорить ЛЖВ, что все под контролем и все в его руках. Ситуация настолько же неконтролируема, как у всех. Этим мы убережем ЛЖВ от суицида, считает отец Петр.

Помочь пройти от отрицания до благословения

Как утверждают психологи, человек проходит одни и те же стадии переживания неприятного события, будь то смерть близкого человека, кража кошелька, развод. Если помочь человеку пройти все эти стадии, не застревая в них, он сможет принять беду как новую жизненную задачу или даже благословение Божие. Эти пять стадий осознания и принятия беды выведены Елизавет Росс при работе с умирающими в хосписе. На примере ЛЖВ эти стадии описал священник Петр Коломейцев.

Получив любое неприятное известие, человек переживает сначала стадию отрицания: в нашем случае это чревато тем, что ВИЧ-положительные пациенты могут быть небезопасны для окружающих, не меняют своего поведения в общении с людьми.

Потом следует стадия гнева и агрессии — естественный выплеск эмоций. В это время человек может стать ВИЧ-террористом. Иногда это может превратиться в ауто-агрессию и попытки суицида.

Следующая стадия — торг. «Если я сделаю два шага назад и начну сначала, то все будет хорошо». Если я обращусь к Богу, займусь волонтерской работой — все будет хорошо. Но на самом деле за этим будет жестокое разочарование — и тогда человек слетит на предыдущую стадию гнева.

Следующая стадия — горевание, оплакивание, выбаливание. Это позитивная стадия катарсиса, очищения. Наша культура запрещает мужчине слезы и слабость, но зато плакать разрешает Церковь: «откуду начну плакати?» Прежнюю жизнь нужно оплакать и похоронить, только нельзя в этой стадии застревать. Эта стадия самая болезненная, поэтому человек подходит к ней вплотную и откатывается назад.

Если пройти эту стадию и не застрять в ней, приходит стадия принятия и благословения. Мы видим, что многие люди открыли для себя на этой стадии другую жизнь. Многие ЛЖВ благодарят Бога за свой диагноз.

Можно ли помочь онлайн?

Казалось бы, разговор о столь личных и специфических проблемах может происходить только лично. Однако существует множество сайтов, форумов для ЛЖВ, их близких и тех, кто так или иначе столкнулся с проблемой ВИЧ. Важно, чтобы на этих ресурсах присутствовали профессиональные психологи, и не менее важно, чтобы среди консультантов на таких сайтах были христиане, способные дать ответ на духовные вопросы пациентов.

Например, уже полгода онлайн-консультированием занимается христианская служба психологической помощи «Свеча». Об этом рассказала ее директор Александра Имашева — психолог, доктор биологических наук. Александра Имашева выделяет два типа консультирования онлайн — открытый (на форумах и в социальных сетях) и закрытый — в личной переписке; «Свеча» работает в обоих форматах.

Открытое консультирование ведется на шести ресурсах в Интернете. Старейший портал aids.ru и группа вКонтакте STOPСПИД (580.000 членов) — самые посещаемые. Оба эти форума открыты даже без регистрации. Здесь очень широкая целевая аудитория, но для психологического консультирования как такового этот формат не подходит.
Основная работа — закрытое консультирование. Своего сайта у «Свечи» нет, работа идет на страничке Александры Имашевой вКонтакте.

Постоянные посетители — ЛЖВ, их близкие, спидофобы (люди, у которых был незащищенный контакт, и они боятся заражения). Темы закрытых консультаций — преодоление кризисов и стрессов, связанных с ВИЧ (постановка диагноза, начало приема терапии), приверженность к лечению, побочные эффекты терапии, беременность и роды, отношения с мужем, родителями, детьми; смерть — своя или близких. Духовные проблемы — постоянная тема консультаций. Вопросы о Боге и смысле жизни, о грехе возникают у многих пациентов в связи с поставленным диагнозом.

При этом основной объем работы службы все же приходится на очные психологические консультации.

«Уровень неграмотности населения в вопросах ВИЧ просто плачевен», — констатирует Александра Имашева.

Онлайн консультациями занимаются и в Введенском женском монастыре г.Иваново. Послушница этой обители Анна Ольшанская — старший консультант на православном телефоне доверия г. Иваново. Сестры монастыря работают с обращающимися по телефону людьми по вопросам алкоголизма, наркомании, ВИЧ и СПИДа. Общение происходит и на сайте, где много информации, причем есть система комментариев к статьям, есть форум. «Человек задает вопросы без ложного смущения и мы отвечаем без ложного смущения», — отмечает послушница Анна. В большей степени это информационные консультации, иногда элементы психологической помощи: полноценная психологическая помощь, по мнению монахинь, может быть получена только в кабинете врача или в группе.

Как не прийти к опустошению в диаконической работе?

Тема «профессионального выгорания» волонтеров в последнее время широко обсуждается на различных площадках. Психолог Ольга Красникова, представитель благотворительного фонда «Русское православие» (Москва), рассказала о теории трех стратегий, которые люди используют в своей жизни и одна из которых точно приведет к эмоциональному выгоранию.

Допустим, есть три человека — одинаковые, но с разными стратегиями. Один считает: «все равно» — у меня ничего не получится, а в православном варианте — все равно на все Божья воля. Все равно — и значит, я ничего не делаю, это приводит к деградации.

Противоположная стратегия: «надо, должен, обязан». Человек следует идее, не ориентируясь на свои возможности и способности. Если он занимается спортом, его цель — как минимум мастер спорта или олимпийский чемпион. Начинает такой человек с яркого подъема, пока есть энтузиазм и здоровье. Сначала у него будут некоторые достижения, а через год картина изменится: усилия те же, а результаты уже не такие очевидные и яркие. Затем наступает полоса подъемов и падений, а за ней — нервный срыв, заболевание и уход из этой сферы деятельности. Длительное напряжение влечет за собой сначала раздражение и злость, а потом изнеможение, из которого гораздо труднее выйти, чем из простой усталости. При усталости достаточно выспаться, а при изнеможении это не помогает. Но человеком движет идея — и он заставляет себя, подключаем внутренние резервы, игнорируя собственное изнеможение. Он живет в условиях чередования изнеможения и насилия над самим собой, которое заканчивается внутренним опустошением, когда не хочется ничего. Это и называется выгоранием. И тогда человек меняет работу, уходит из семьи, из Церкви. Происходит разрыв связей. Уровень достижений у выгоревшего человека в этот момент ниже, чем у того, кто ничего не делает.

Третий человек, которого Ольга Красникова ставит нам в пример, вдохновился словами Иоанна Крестьянкина: «Пою гимн малым трудам». Господь призывает большинство из нас не к подвигам, а к ежедневным малым делам. Я живу и делаю то, что умею, получаю удовлетворение и удовольствие. Даже если я ошибаюсь, эта ошибка — опыт и развитие, у меня появляются новые силы, потом будет новый уровень достижений.

Ольга Красникова рассказывает об этих стратегиях волонтерам, которые хотят помогать ВИЧ-положительным пациентам. «Это профилактика выгорания, — говорит она. — Если человек все время проводит в хосписе, то это путь к деградации. В Церкви от нас требуют десятину, остальное остается на развитие. Если мы отдаем десятину, цена ошибки не очень высока, а если выкладываемся на сто процентов — то любая ошибка стоит невроза».

О том, какими принципами должен руководствоваться социальный работник, чтобы не прийти к выгоранию, рассказал Андрей Артеменко на примере проекта профилактики ВИЧ/СПИДа «Ясень». Среди методов центра «Ясень» — уличная работа с уязвимыми группами, очное консультирование, мотивационное консультирование.

«Работа соцработника — как каша из топора, — говорит Андрей Артеменко. — У страдающего социально значимым заболеванием человека в принципе все есть, но он не хочет этим делиться и не хочет принимать именно то добро, которое мы хотим ему причинить. Мы исходим из того, что человеку нужно помочь осознать его проблемы».
Методы восстановления при выгорании у всех разные, многим помогает восстановиться физический труд. Часто необходима помощь коллег.

Этические принципы тоже помогают в профилактике эмоционального выгорания: основным должен быть принцип ненанесения ущерба. «Не надо гоняться за человеком, чтобы причинить добро». Нельзя недооценивать принцип компетентности: соцработник имеет право браться только за те вопросы, в которых он компетентен. Консультант обязан придерживаться принципа беспристрастности: непредвзято относиться к человеку, который пришел, даже если от него исходит неприятный запах. Обязателен для «Ясеня» и принцип конфиденциальности. Консультант должен извещать обратившегося к нему человека об этих принципах.

Есть еще принцип ответственности: если консультант болен или пьян, он не имеет права работать; он не имеет права использовать человека в своих целях; он несет ответственность за свое дополнительное профессиональное обучение. Однако консультант не несет ответственности за выбор клиента, только дает ему информацию.

Чем православная группа взаимопомощи отличается от приходской общины?

В группах взаимопомощи ЛЖВ могут получить совет и информацию от носителей такой же проблемы, что повышает доверие к сказанному слову.

Священник Максим Плетнев рассказал об опыте группы для ЛЖВ и наркозависимых людей при Александро-Невской Лавре. Группа существует полгода. Это опыт христианского общения молодежи, духовной поддержки людей, которые уже прошли реабилитацию и которым нужно общение с единомышленниками. Здесь бывают и прихожане храма Спаса Нерукотворного Образа, где служит отец Максим, и анонимные наркоманы. ЛЖВ в этой группе-общине — не основные участники. Разговоры в группе ведутся такие же, как на любых христианских встречах — о вере, Церкви, христианской жизни.

Священник Андрей Суриков рассказал о работе молитвенной комнаты при центре СПИДа. «Пациенты, заходившие помолиться, говорили, что им становилось легче справляться с унынием, озлобленностью, желанием мстить за болезнь», — сказал он. Одним из достижений священник считает начавшееся воцерковление сотрудников СПИД-центра: «Они тоже стали говорить о воцерковлении и молитве с пациентами, стали приводить их в молитвенную комнату после осмотров». При молитвенной комнате проводятся чаепития, работает небольшая православная библиотека, где пациенты берут книги не только на тему «Жизнь. Болезнь. Смерть». Неофитам оказались интересны книги по церковному этикету, потому что многие не знают, как вести себя в храме, и очень боятся наших бабушек. Когда священника нет в центре, психологи пользуются библиотекой для ответов на вопросы пациентов, предлагая им книги.

Протоиерей Владимир Шмалий, регулярно совершающий молебны для ЛЖВ в храме Живоначальной Троицы в Хорошево, поделился рассуждениями о каноническом статусе особой общины ЛЖВ, возникающей при служении таких молебнов. «Здесь пример нового православного построения приходской и общинной жизни», — сказал он.
Помимо богослужения должна быть какая-то еще поддерживающая деятельность. Для прихода в Хорошево эту проблему помогли решить сначала чаепития и совместные паломнические поездки ЛЖВ, сейчас на приходе действует также служба психологической помощи «Свеча».

К сожалению или к счастью, это не последняя встреча специалистов-участников круглого стола. К сожалению — потому что ВИЧ, по замечанию одной из участниц заседания Ларисы Курковой, можно было бы победить за жизнь одного поколения, если бы все здоровые вели нравственный образ жизни,  а все инфицированные лечились бы и рожали детей под наблюдением врачей. К счастью — потому что проведение таких встреч еще раз доказывает: Церковь не бросает своих детей наедине с диагнозом.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале