Огюст Роден. Мыслитель. Париж, Музей д`Орсе

В Парижском Салоне 1880 года Огюст Роден выставил отлитого в бронзе "Иоанна Крестителя". Скульптура была приобретена государством за весьма скромное вознаграждение. Оно едва покрыло стоимость отливки. Но все равно, такой суммы у сорокалетнего художника никогда еще не было. Он чувствовал себя богачом. У него появляется первая студия, которую вскоре посетил Леон Гамбетта – сам премьер-министр Франции. У скульптора, который еще вчера не имел права подписывать свои работы, прервалось дыхание...

Мыслитель. Огюст Роден

Cовместный проект с сайтом студии "Неофит" московского Данилова монастыря

Мысль далась человеку ценой титанических усилий. Мыслить – значит страдать, значит спрашивать себя: Кто я? Откуда пришел? Куда я иду? И какая у меня цель? Огюст Роден

В Парижском Салоне 1880 года Огюст Роден выставил отлитого в бронзе "Иоанна Крестителя". Скульптура была приобретена государством за весьма скромное вознаграждение. Оно едва покрыло стоимость отливки. Но все равно, такой суммы у сорокалетнего художника никогда еще не было. Он чувствовал себя богачом. У него появляется первая студия, которую вскоре посетил Леон Гамбетта – сам премьер-министр Франции. У скульптора, который еще вчера не имел права подписывать свои работы, прервалось дыхание…

- Хотите ли послужить Третьей Республике, мсье Роден?

- Я… Я буду счастлив выполнить Ваш заказ.

- Не мой, мэтр, а Франции. Мы имели в виду дверь, дверь достойную отечественного искусства. Вход в новый музей, который предполагается построить на набережной д’Орсе.

- Мы пережили трагические времена, - продолжал Гамбетта, - они останутся в истории, как времена неуверенности и колебания во всем: религия ставится под сомнение, политика – удел циников, наука не смогла указать нам средства спасения от всех бед. Разве мы отдаем все свои силы на благо человека? Укрепляем братство людей? Защищаем права человека? К чему мы ближе – к аду или к раю, Роден?

- К аду…

- Так надо сделать двери, напоминающие о дне Страшного суда. Огромные врата, изображающие возмездие ада, муки и терзания, человеческое отчаянье и горе. «Божественную комедию» Роден боготворил, но иллюстрировать поэму после Боттичелли, Делакруа и Доре – на это надо иметь право. Он купил дешевенький томик Данте и не расставался с ним, пока не прочитал от корки до корки, исписав все поля. Первая мысль пришла про «три тени», которые должны были держать свиток с печально известными словами «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Но потом он отказался от свитка: достаточно взглянуть на эти фигуры, чтобы смысл изречения стал очевидным без слов. А во-вторых, его «Врата ада», как и само бессмертное творение Алигьери – будут памятником великой надежды.

Десница Божья. Огюст Роден

Безудержная страсть к рисованию охватила Родена в пять лет. Его отец был крестьянином, дослужившимся в парижской полиции до поста посыльного. В бедной семье не на что было купить бумагу для рисования, и он таскал у мамы оберточную из под овощей, фруктов, сыра и рисовал, рисовал, рисовал все подряд: мать, отца, тетю Терезу, добрую сестренку Мари. Черные линии на белом получались так отчетливо! Даже его слабенькие глаза все хорошо видели. "Сначала я страстно желал быть живописцем. Краски меня притягивали. Я часто бегал на верхние этажи Лувра любоваться "тицианами" и "рембрандтами", но, увы, у меня не хватало денег на покупку красок и холстов. А для копий с антиков достаточно было бумаги и карандашей. Поневоле приходилось работать только в нижних залах. И вскоре меня так захватила страсть к скульптуре, что я позабыл все другое". Раз за разом Огюст пытается поступить в Школу изящных искусств, и каждый раз с формулировкой: "Не принят". На третий год рядом с именем Огюст Роден появилась запись: "Зачислить невозможно. Совершенно лишён способностей". В ответ Роден стал работать еще больше. Он овладел техникой лепки, научился преодолевать любые технические трудности. Уже чувствовал в себе силы для нового поступления. Но внезапно умирает его любимая сестра Мари, незадолго до смерти постригшаяся в монахини. Потрясенный, он принимает решение уйти в монастырь. В монастыре ордена Святых тайн Огюст становится братом Августином.

Шла подготовка к Страстным дням. В обители читали Притчи, и много беседовали о них за братской трапезой. Главой ордена был отец Пьер Эймар. Он внимательно наблюдал за братом Августином и однажды принес ему новое издание "Божественной комедии" Данте с гравюрами Доре. Роден сделал свои рисунки к "Божественной комедии" и был почти счастлив. - Вы ведь не можете жить без этого, правда? – спросил настоятель.
- Да, отче. И, может быть, Вы разрешите мне сделать ваш портрет. – С этими словами он опустился на колени. Бюст понравился отцу Пьеру: "Пожалуй, вы нуждаетесь в иной среде. Мы тут слишком ограничены, чтобы способствовать развитию ваших талантов". - Но я дал обет Богу… - Глубока ли ваша вера, решать только Всевышнему, а не нам грешным. Монастырь не тюрьма. Двери его всегда открыты и для тех, кто приходит и для тех, кто уходит. Вы послушник, а не инок, и, может, в миру вы еще лучше послужите Христу. Не падайте духом. Будет большая потеря, если вы здесь останетесь.

"Мои средства не позволяли мне искать лучшего – я снял конюшню за 120 франков в год. Она показалась мне большой и светлой, но зато ветер там дул отовсюду. Натурщики замерзали порой до обмороков". Он брался за самую черную работу: обтесывал мрамор, готовил каменные блоки, делал орнаменты. В 1870 году началась война с Германией. У Огюста не было денег, чтобы заплатить за себя выкуп и его зачислили в Национальную гвардию. Он получил чин капрала, потому что умел читать и писать. В армии Роден отморозил ноги и ужасно боялся, что руки постигнет та же участь. И без того слабое зрение ухудшилось. Он не различал мишени на расстоянии нескольких метров и, в конце концов, был уволен с военной службы, тем более что его полк в боях все равно не участвовал: Национальную гвардию сохраняли на случай беспорядков в голодающем Париже.

Граждане Кале. Огюст Роден

Когда над «вратами ада» появилась фигура размышляющего человека, Роден назвал ее Данте. К своим современникам, терявшим веру в ненависти, поисках земных благ, наслаждений и бесконечной вражде, поэт обращался с очень простыми словами. «Человек должен утвердиться в мысли, что с Богом он жив, а вне Его – мертв». На пороге двадцатого столетия их должны, наконец, услышать и понять! Это ведь не так сложно: человек отличается от животного тем, что он по природе своей существо религиозное. Он умеет различать добро и зло. И умеет выбирать. Если голодному не давать нормальной пищи, он рано или поздно будет есть отбросы, если духовную жажду не утолять – люди начнут поклоняться деньгам, государству, разным бредовым идеям, поэтам, художникам, артистам, певцам, спортсменам, кому угодно, и, в конце концов, расстанутся не только с верой, но и с человеческим обликом вообще. Потому что нравственные законы и законы естества даны одним Творцом.

Работы не было. Огюст уезжает в Брюссель, где он занимается тем, что называется ширпотребом: ангелочками, херувимчиками, статуэтки… Но это продается, и у него появляются деньги, которые можно послать домой. В самом Париже идут уличные бои. Голод пострашнее, чем во время немецкой осады. Не осталось ни кошек, ни собак. Потом начались расстрелы коммунаров. В конце этого страшного 71 года умерла мать. Роден едва не слег от горя, узнав, что ее похоронили в общей могиле. Отец тяжело болел, и разумная тетя Тереза решила, что лучше потратить им деньги на того, кто жив.

К этому времени вся Бельгия уже наводнена его неподписанными работами. Но больше так продолжаться не может. Он бросает все и едет в Амстердам. А потом, на последние деньги, была Италия. Огюст бродил по Флоренции. Вот дом Данте, вот храм, где он молился, вот улица, по которой ходила Беатриче. Вот "Давид"… Через три дня он лежал на полу Сикстинской капеллы и улыбался. Если Микеланджело писал, лежа на спине, значит, его творение надо рассматривать именно так. Он готов был проползти по всему полу, если бы не острые каблуки других посетителей.

В 1877 году он возвращается в Париж и приступает к созданию скульптуры Иоанна Крестителя. Он торопится, лепит правой и левой рукой до тех пор, пока не падает натурщик. Он уверен, что это будет его первой настоящей работой. Потому, что он сам уже «спешит через бесконечную пустыню принести людям веру».

Родена много раз оплевывали, осмеивали, унижали. Иногда он приходил к абсолютной уверенности, что его не поймут. «Да, это слишком тонко: рассуждать о «Божественной комедии» в стране, которая пролила реки крови, пытаясь утвердить вместо христианства культ некоего абстрактного «разума», и до сих пор не отошла от этого дурмана».

Врата ада. Огюст Роден

В итоге он решил изготовить фигуру Данте отдельно от «Врат», увеличить до размеров человеческого роста и переименовать… Наверное, эту мысль Огюст впервые услышал от отца Пьера, которого позднее Западная Церковь причислила к лику святых. «Мы созданы по образу Божию, и, значит, можем немного представить себе Его. Больше всего нас роднит творчество (Рука Творца) и вера. Только, человек верит в Бога, а Бог верит в человека, что гораздо трудней. И еще нас объединяет Мысль: в Ветхом Завете Она названа Софией – Премудростью. В Евангелии – Логосом – Знанием, Словом, Христом».

В 88 году, когда от начала работы над "Вратами" прошло уже 8 лет, в мастерскую Родена пришел государственный чиновник. Он хотел понять, куда ушли 25 тысяч 700 франков, уже выплаченных за работу вместо четырех тысяч, обещанных вначале. Его удивленному взору предстали лишь сотни разбросанных деталей. - Министерство хочет, чтобы заказ был выполнен в следующем году. Мы хотим показать "Врата" на Всемирной выставке! Она будет одной из самых блестящих в нашей истории. Мы сооружаем в честь нее Эйфелеву башню, празднуется столетняя годовщина революции и штурма Бастилии. "Врата" станут патриотическим памятником! - Спасибо, это для меня большая честь, но на работу уйдет еще несколько лет… и потом, разве уже построен Музей декоративных искусств? Нет здания, нет и двери! Вместо нескольких обещанных, на работу ушло 37 лет, и только смерть помешала скульптору ее продолжить. «Ну да! Я всегда был не в ладах со сроками, потому что, работая, никогда не думаю о времени. Закончу ли я когда-нибудь эту дверь? Это маловероятно». Впрочем, под конец это были уже только доработки и бесконечные изменения в поисках совершенства. Но главное уже было сделано. Отлитый отдельно от «Врат» и показанный на салоне 1909 года, «Мыслитель» уже начинал свое триумфальное шествие по миру.

Читайте также:

Эль Греко. Эсполио. 1577-1579. Толедо, Кафедральный собор
Поль Гоген. Борьба Иакова с Ангелом*
Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира
(Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

 

Подготовила Екатерина Ким

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале