50 номеров и три редакции

Номер, который вы держите в руках, — юбилейный, пятидесятый. Полсотни номеров «Татьянина дня» были, конечно, неодинаковыми: менялась редакционная политика и концепция газеты, уходили старые сотрудники и на их место приходили новые. Сегодня мы решили предоставить слово людям, определявших облик нашего издания от первых дней до настоящего времени. К сожалению, первый главный редактор «ТД» ныне инок Владислав Томачинский заболел и поэтому не смог встретиться с нашим корреспондентом. Вместо него сегодняшним гостем газеты стал один из ее «отцов-основателей» Александр Егорцев. Второй гость — редактор «ТД» в 1999—2000 гг. Алексей Сагань. Третий — не гость, но пока действующий главный редактор Григорий Прутцков.

Номер, который вы держите в руках, — юбилейный, пятидесятый.

Полсотни номеров «Татьянина дня» были, конечно, неодинаковыми: менялась редакционная политика и концепция газеты, уходили старые сотрудники и на их место приходили новые.

Сегодня мы решили предоставить слово людям, определявших облик нашего издания от первых дней до настоящего времени. К сожалению, первый главный редактор «ТД» ныне инок Владислав Томачинский заболел и поэтому не смог встретиться с нашим корреспондентом. Вместо него сегодняшним гостем газеты стал один из ее «отцов-основателей» Александр Егорцев. Второй гость — редактор «ТД» в 1999—2000 гг. Алексей Сагань. Третий — не гость, но пока действующий главный редактор Григорий Прутцков.

Александр Егорцев после окончания филологического факультета МГУ поступил в аспирантуру философского факультета. Именно он и Владислав Томачинский — заместитель главного редактора и главный редактор — стояли у истоков «Татьянина дня». Потом их пути разошлись: Владислав ушел в монастырь, Александр — на телевидение. Сейчас он — специальный корреспондент телепередачи «Русский дом».

— Саша, как возникла газета?

— Это был 1994 год. Храм святой Татианы еще не был к тому времени открыт, но был уже создан костяк общины. Идея создания студенческой православной газеты при храме, при Московском университете пришла нам двоим: Владику Томачинскому и мне. И эту идею мы стали активно пробивать. Получив благословение о. Максима, мы обратились в ректорат Московского университета и нашли поддержку. Многие считали, что наша затея — безумие: вы не найдете нигде таких денег, вы не найдете авторов, которые могли бы поднимать православную тематику. Но тем не менее газета вышла. Долго мы спорили, как ее назвать. Много всяких вариантов было, чуть ли не «Студент», «Гудок», еще что-то. По-моему, я предложил название «День Татьяны». Потом, посовещавшись, решили назвать газету «Татьянин день». Первый номер вышел 25 января 1995 года, как раз в день открытия нашего храма.

— У вас сразу было четкое представление, каким вы хотите видеть «ТД»?

— Мы не хотели повторять существующие в те времена православные издания и православные приходские листки, где пересказывались древлеблагочестивым языком жития святых. И мы сразу поставили себе цель: эта газета должна быть для молодежи и преимущественно для светской молодежи, то есть газета миссионерской направленности. Мы постарались современным доходчивым языком разговаривать с молодежью о православии и о самых наболевших вопросах студенчества с позиции православных людей. Это было уникальное издание, потому что действительно мы попытались перекинуть мостик из ограды церковной к окружающему светскому миру молодежи. Это было очень тяжело, но и газета стала пользоваться популярностью, потому что это было первое тогда в России издание такой направленности — православно-светской.

— Как ты оцениваешь состояние современной православной журналистики?

— До сих пор в России практически нет православных миссионерских изданий, направленных на приобщение к ценностям православия светских людей и светской молодежи. Есть только журнал «Фома», который издают наши коллеги из МГИМО, и газета «Татьянин день». Все остальные журналы и газеты православные в основном узкой направленности, они пишутся православными авторами исключительно для православной аудитории. А вот газет, рассчитанных на светскую аудиторию, к сожалению, не было и почти нет сейчас в России. Это большой пробел. И к сожалению, на мой взгляд, до сих пор нет периодической общероссийской православной газеты. Есть газета «Московский церковный вестник», которой, к сожалению, нигде не видно, была когда-то хорошая газета «Православная Москва», не знаю, существует ли она теперь, ее тоже нигде не видно. А ведь газета — это средство воздействия на сознание людей. И газета может стать объединяющим фактором нашей церковной жизни. Но, к сожалению, такой общероссийской православной газеты, профессиональной со светской точки зрения, я не знаю. Православного же телевидения практически нет. Сейчас его меньше, чем было, скажем, даже два года назад. Единственное, на телеканале ТВЦ стала выходить программа «Православная энциклопедия», хорошая, грамотная, основательная программа. И наша телепрограмма «Русский Дом», но подчеркиваю, что она опять же православно-светская. Передача «Русский Дом», как и «Татьянин день», ставит перед собой миссионерскую цель: приобщение к православию, культуре и церкви светского населения, которое до сих пор находится где-то между церковью, сектантством и той духовной кашей и белибердой, которая преподносится сейчас на телевидении. Конечно, Русской Православной Церкви необходим свой телеканал или хотя бы ряд регулярных общероссийских телепередач. Но, увы, все всегда упирается в деньги. Телевидение — это дело колоссально дорогое. Подготовка одного репортажа хронометражем всего лишь одну минуту обходится в несколько сотен, а то и больше тысячи долларов. Сам процесс съемки, монтажа и подготовки материала. Не говоря уже о стоимости эфирного времени. Телевидение — это сотни, тысячи, миллионы долларов.

— Что ты пожелаешь современному «ТД»?

К сожалению, газета редко выходит. Да, я понимаю, это беда общая, все упирается в деньги. Но держится она на высоком уровне. Каждый номер приятно держать в руках. Прежде всего бросается в глаза форма, качество бумаги, верстки, фотографий, а потом, когда начинаешь углубляться в чтение, отмечаешь, что и содержание у вас на достойном уровне. Вот я пожелал бы, чтобы в наступившем году вы не сползли с этого достаточно хорошего уровня, который вы держите. Ну и, конечно, пожелать вам спонсорской поддержки, читательской поддержки, хороших авторов и хороших писем, чтобы у вас была хорошая связь с читателями, чтобы у вас газета выходила в интернете, чтобы расширялся тираж и периодичность. А главное — помощи Божией и благодати в делании вашей газеты и в жизни каждого из ваших сотрудников, потому что без помощи Божией никакое делание не удастся.

Второй главный редактор «ТД» Алексей Сагань впервые появился в редакции осенью 1997 года. Он принес материал для публикации. Вскоре Алексей стал распространять нашу газету по монастырям, приходам и книжным магазинам, в то же время он был активным членом редколлегии. И поэтому, когда в 1998 г. Владислав Томачинский решил поступить в послушники московского Сретенского монастыря, коллектив редакции и настоятель храма о. Максим решили, что новым редактором «ТД» должен стать именно Алексей Сагань. Алексей выпускник Литературного института им. Горького, сейчас он работает выпускающим редактором в газете «Московский Церковный вестник» Издательского совета Русской Православной Церкви.

— Алексей, в чем, по-твоему, заключается главная особенность церковной газетной периодики?

— Мне кажется, в первую очередь мы должны вспомнить о том, что газета является скорее орудием разрушения культуры, чем созидания. Примерно такого же уровня, как телевидение, компьютерные игры и т. п. Представьте себе, что какие-нибудь благочестивые программисты создали игру-стратегию, которая называется, скажем, «Духовная брань». Знание церковной истории и вообще духовной архитектуры Церкви на уровне хорошей воскресной школы плюс месяц, проведенный за чтением, например «Аввы Дорофея», «Лествицы» или других подобных книг отцов-аскетов уже позволяет это сделать. В результате мы получим увлекательную стратегию на тему духовной брани, но о том, насколько она будет далека от жизни, — говорить излишне.

Впрочем, даже такой экстравагантный способ катехизации тоже может оказаться подходящим для некоторых людей, если от игры они обратятся к настоящей духовной брани, к которой призван каждый человек. Узнают о таинствах Церкви и с сокрушенным сердцем к ним прибегнут.

Церковная газета, особенно такая, как «Татьянин день», которая ставит перед собой миссионерские задачи, находится в похожем положении. Мне кажется, что в этом деле главное — не заигрываться, не воображать из себя миссионеров, поскольку в газетном формате о серьезных вещах говорить невозможно, а просто надо всеми доступными для газеты способами указывать на Церковь и будить в читателе желание узнать ее жизнь поближе. Тем более что «ТД» нацелен на такую, с одной стороны, перспективную, а с другой стороны, взыскательную часть населения, как учащаяся молодежь.

— Как бывший редактор университетской газеты, ты мог бы высказать свое мнение о современной роли Церкви в жизни Московского университета?

— Этот вопрос для меня слишком серьезный, но, насколько мне известно, ректор оценивает эту роль очень высоко, судя по тому трогательному покровительству, которое он из года в год оказывает университетскому храму.

— Сегодняшнюю должность выпускающего редактора «Церковного вестника» ты тоже оцениваешь как «игрушечную»?

— Отчасти (улыбается), но здесь нельзя забывать о том, что «МЦВ» практически не ставит перед собой миссионерских задач. Это газета для тех, кто уже находится в ограде Церкви, «газета для протоиереев», как мы между собой в редакции это называем. Церкви необходима такая представительская, во всех отношениях взвешенная официальная газета, которую можно положить на стол кому угодно.

Выпуская «Татьянин день», я тоже старался эту миссионерскую составляющую приглушить. Мне всегда казалось, что в первую очередь мы должны делать газету для уже церковной молодежи для того, чтобы через газету молодые люди могли между собой знакомиться, действовать более согласованно, на благо Церкви и человечества (простите за пафос) каждый на своем месте. Кроме того, нельзя забывать о том, что «ТД» — это уникальная кузница православных журналистских кадров, и в этом смысле даже полу маргинальное его существование очень важно.

— Ты выпускник творческого вуза, значит, когда-то хотел посвятить всю жизнь искусству. Успели уже рассеяться твои юношеские мечты?

— Мечты действительно рассеялись, но главное осталось. И в результате я все-таки остался действующим поэтом.

— Публикуешь где-нибудь свои произведения?

— Тут со всею этой жизнью сумасшедшей и писать-то некогда, не то что по редакциям бегать. Но в «ТД», для того, чтобы заткнуть дыры в номере, я время от времени публиковал свои стихотворения в прозе, не подписываясь. Иногда это прикольно получалось: ни с того ни с сего прямо с полосы на вас выезжает очень замысловатая «телега». Некоторым читателям это даже нравилось. А вообще я предпочитаю в интернете публиковаться, это проще. Любой поисковик по запросу на мою редкую фамилию выложит вам почти полное собрание моих сочинений.

Третий главный редактор «Татьянина дня» Григорий Прутцков впервые пришел в редакцию в феврале 1999 года. При Алексее Сагане был членом редколлегии, вел рубрику «Пути-дороги». В мае 2000 года в результате проведенной отцом Максимом реорганизации газеты Григорий стал ее главным редактором. Григорий Прутцков — кандидат филологических наук, доцент журфаков МГУ и РПУ.

— Насколько газета зависит от главного редактора?

— Несмотря на общее направление, каждый редактор привносит в газету что-то свое: будь это миссионерская составляющая, о которой уже говорилось, или ее приглушенность, вплоть до сотрудничества с конкретными авторами. Ведь часто хороший автор пишет не потому, что его трогают идеи газеты, а потому, что его попросил главный редактор, с которым они старые приятели.

— С какими трудностями пришлось столкнуться?

— Прежде всего, когда я стал редактором, в силу разных причин пришлось все начинать с нуля. У меня не было ни редакторского опыта, ни команды, в редакционном портфеле почти не оставалось материалов, пришлось долго вникать во все тонкости — не только журналистские, но и технические, связанные с версткой, типографией. Вторая трудность — финансовая, потому что до моего редакторства типография была бесплатная. Когда мы выпустили первый номер, нам отказали в бесплатных услугах, поэтому пришлось искать средства. И каждый номер был для нас как последний, поскольку мы никогда не знали, найдутся ли деньги на следующий номер. У нас вышло одиннадцать номеров; с Божией помощью каждый раз неожиданно обретался благотворитель. И еще одна трудность — это поиск авторов. Можно, конечно, публиковать все, что приносят в редакцию: материалов у нас много, желающих опубликоваться — не меньше. Но большинство этих материалов очень слабые. Их нужно кардинально править, то есть, по сути, переписывать от первого до последнего абзаца. Мы пробовали идти по этому пути, сделав так, чтобы газета по составу материалов и подбору авторов была чисто студенческая. Так вышло пару номеров. Но опыт показал, что это не лучший способ формирования газеты. Если девушка-первокурсница приносит материал о том, как восстанавливается церковь около ее подмосковной дачи, — это, конечно, интересно, но явно не тянет для студенческой православной газеты МГУ. Не тянет даже по теме, не говоря уже о журналистском уровне. Мы пришли к выводу, что надо обращаться к авторам, которые умеют писать, которым есть что сказать, которые могут взять хорошее интервью у интересного, труднодоступного собеседника. Но таким авторам надо платить гонорары. Собственно, на это у нас уходит практически вся выручка от продажи тиража.

Но все наши трудности, конечно, второстепенны, поскольку два года и восемь месяцев мы издаем газету без регулярных денег. И само существование «ТД» свидетельствует о том, что все трудности с Божией помощью преодолимы.

— Как ты оцениваешь современное состояние православной прессы?

— Нам очень не достает серьезной ежедневной православной газеты. Несколько лет назад у Владислава Томачинского была такая идея, но потребовались огромные деньги, и проект не прошел. У французов есть очень хорошая газета «Круа» («Крест») — ежедневное качественное католическое издание. Это не «Церковный вестник», а обычная информационная газета, где работают верующие журналисты, католики, и они подают информацию с христианских позиций. Там нет «желтых» материалов. В нашей стране ни одна газета таким критериям не отвечает. Есть газеты, которые в целом с уважением относятся к православию (например, «Труд»), есть — которые иногда публикуют интересные православные новости (скажем, газета «Жизнь»). Есть издания — их, к сожалению, достаточно много, — антиправославные. Ниша для православной качественной газеты пустует. Что же касается таких газет, как, например, «Московский церковный вестник», «Радонеж», «Православная Москва», то они хорошо друг друга дополняют, но, во-первых, рассчитаны на людей воцерковленных и потому остаются внутриправославными, и во-вторых, выходят не ежедневно и даже не еженедельно и поэтому лишены возможности подавать свежие новости.

— Что бы ты пожелал читателям газеты «Татьянин день»?

— Не менять своих читательских симпатий.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале