Дворцы или развалины

«Татьянин день» следит за развитием ситуации с сохранением исторического облика российских городов. В мартовском номере журнала Санкт-Петербургской митрополии «Вода живая» директор ГМП «Исаакиевский собор», советник губернатора Санкт-Петербурга по культуре Николай Буров размышляет об эффективности современных схем сохранения культурного наследия, предлагаемых государством.
 
 
 Николай Буров

У меня нет комплекса неполноценности, я безразлично отношусь к понятию «культурная столица», за которое в последнее время вдруг ухватились наши чиновники. Но то, что Санкт-Петербург не справляется с культурным «перевариванием», для меня очевидно. Мы рискуем превратиться в заурядный разрушающийся город «с областной судьбой».

Болезненно отношусь к теме сноса старых зданий и памятников. Это допустимо только в том случае, если их физическое состояние безвозвратно потеряно. Тогда нужно сносить, а потом полностью восстанавливать «макет» памятника или хотя бы фасады. Многие реставрационные фирмы делают это с большим искусством: пройдешь и никогда не узнаешь, что здание восстанавливали.

Мы только приступаем к государственному партнерству в охране исторического наследия. Процесс этот трудный, но возможный. Можно ли и на каких условиях передавать объекты в частные руки? Говорю уверенно: «Можно и нужно».

Есть общедоступность дворца и общедоступность развалин - разница огромная. Что выбрать?

Я противник понятия «собака на сене». Не вижу ничего плохого в том, что стены, которые вот-вот рухнут, кто-

то попытается поддержать. Если государство не в состоянии восстановить или хотя бы грамотно законсервировать разрушающееся здание, нужно искать собственников и быть благодарным тем

людям, которые способны это сделать.

Но их надо серьезно обременять рядом обязательств. Во-первых, новые хозяева должны руководствоваться принципом общедоступности дворца, особняка или пригородной усадьбы. Во-вторых, следует сохранять функции зданий. Их добросовестное содержание поощрять, а запретительные меры, гарантийные

сроки ужесточать. Возвращение памятников к жизни брать под наблюдение КГИОПа.

Наша культура всегда финансировалась по остаточному принципу, но положение меняется. При нынешнем

петербургском правительстве финансирование до начала кризиса увеличилось с точностью до наоборот: я пришел на пост председателя Комитета по культуре, получив бюджет в 2,7 миллиарда рублей, а уходил с заложенными на 2008 год 7,2 миллиардами. По последним оценкам бюджет достигает 7,7 миллиардов.

Не помню, чтобы в Санкт-Петербурге строились театры, но сейчас это происходит. И косметическая реставрация города идет на наших глазах.

Но самостоятельно с задачами сохранения исторического наследия государство никогда не справится. Не может слабосильный чиновник без конца обслуживать тот или иной несуразный закон. Например, 40% чиновников, занятых в управлении культурой, вместо того чтобы отдавать силы творческим процессам, обслуживают 94-й федеральный закон («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). При определении победителей тендера приоритетной является наименьшая предложенная цена. Но мы не настолько богаты, чтобы всегда стремиться к удешевлению.

Это видно во всем, начиная от состояния свежеотремонтированной дороги и кончая фасадами.

И потому 94-й Ф З должен быть признан антинародным и вредным. Нужен какой-то противовес его действию. Особенно в сфере реставрации, где важно именно затратное вложение, позволяющее потом десятилетиями не возвращаться к этой теме.

Лично я работал с небюджетными деньгами. Зайдите в Дом актера, посмотрите, как он отремонтирован. Работа выполнена 8-10 лет назад, и за это здание можно не беспокоиться еще 30-40 лет. А если бы я делал это по конкурсу, с бюджетным финансированием, там уже давно требовалось бы серьезное вмешательство, и ремонт занял бы больше времени.

Замечаю, что у нас преобладает временщичество, насаждаемое законом. Каждый временщик хочет все делать легко и быстро. И получается, что мы больше разрушаем, чем созидаем.

Этот город разрушают не только те, кто здесь родился. Но чаще те, кто не унаследовал его. Им не жалко, у них нет «памяти места». В пространстве мегаполиса происходит перманентный процесс притока населения. И менталитет временщиков, превращающих дворцы в развалины, надо менять, чтобы лицо многоликого города оставалось петербургским.

Опубликовано в журнале «Вода живая» № 3, 2010 год.

Фото "Вода живая" и Фотосайт.ру  (http://www.photosight.ru/photos/2695406/)

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале