Дмитрий Володихин: Не вижу причин для государства не пойти навстречу Церкви

Писатель Дмитрий Володихин среди тех, кто подписал письмо деятелей культуры президенту Дмитрию Медведеву с просьбой вернуть Церкви хранящиеся в музеях ценности. Редакция «ТД» попросила его прокомментировать это письмо.

- Какого эффекта Вы ждете от подписанного Вами письма?

 

- Могу однозначно ответить, что жду положительного эффекта и просимое будет получено.

 

- Читали ли Вы встречное обращение к президенту и патриарху от работников культуры и искусства? Не кажется ли Вам, что та интонация, с которой оно написано, показывает, что конструктивный диалог возможен? Каким мог бы быть компромисс в этом вопросе?

 

- Знаю его содержание. Думаю, что компромисс возможен на уровне решения судьбы конкретных памятников. Если решать вопросы  в глобальном смысле, то будет пролито еще множество чернил и эмоций. Если же обратиться к судьбе конкретных икон, конкретных предметов церковного быта, которые также являются памятниками искусства, именно тогда могут быть достигнуты какие-то соглашения.

 

- Как Вы считаете, что нужно Церкви, чтобы гарантировать сохранность возвращаемых ей ценностей? Есть ли сегодня ресурс, необходимый для проведения квалифицированных реставрационных работ, создания условий хранения памятников?

 

- Думаю, это тот случай, когда государство должно выделить средства для вспомоществования Церкви по образованию научных реставрационных отделов, которые могли бы смотреть за соблюдением режима температуры, влажности, освещенности, в случае, когда мы сталкиваемся с особо важными предметами. То, что было изъято у Церкви, было изъято против воли народа, против желания миллионов верующих, которые своими трудами собрали и передали бескорыстно огромные богатства нашей Церкви. Поэтому возвращать, конечно, надо. Но если общество так глубоко ранено этим вопросом, государство, которое получает от нас, простых налогоплательщиков, колоссальное количество средств каждый год, могло бы выделить средства для того, чтобы Церковь, привлекая крупнейших специалистов, смола бы обеспечить необходимый режим сохранности и необходимые реставрационные работы.

Конечно, вопрос о сохранности очень серьезный. Но решать его надо в пользу Церкви. В музее богослужебные предметы не выполняют той роли, для которой они предназначены.

Здесь дело даже не в том, чтобы восстановить историческую истину. Надо восстановить истину вечную. И в этом случае не вижу никаких причин для государства не пойти навстречу Церкви, хотя бы это и означало определенные расходы.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале