«Я клянусь, что стану чище и добрее…»

Сегодня – 25 лет со дня выхода на экран «Гостьи из будущего». В наши дни подобные сверхпопулярные фильмы нередко называют культовыми. В данном случае модное словцо будет уместным: героиня фильма Алиса Селезнёва и сыгравшая ее Наталья Гусева стали предметом поклонения всех мальчишек тогдашнего Союза. И вот уже прошло четверть века, однако те самые мальчишки, иным из которых уже за сорок, по-прежнему верны даме своего сердца. Конечно, влюбленность давно прошла, но осталась мечта. Мечта если не сейчас, то хоть когда-нибудь услышать Зов и – побежать в прекрасное далёко по дороге, на которой нет следа.
 

С Алисой, с «Гостьей из будущего» меня связывает больше, чем еще недавно думал я сам. Молочный магазин на Метростроевской, в котором Коля прячется от пиратов, - это мой молочный: в те самые 1980-е годы я покупал там молоко по 32 или по 36 коп. (а вот кефир я, в отличие от Весельчака У, не очень любил). Гоголевский бульвар, каменный Энгельс, арбатские переулки, по которым бегают девчонки и пираты, - мои родные места. Но, оказывается, всё еще интереснее. 59-я школа в Староконюшенном переулке, где я учился с 1-го по 8-й класс, - это школа, в которой на сорок лет раньше учился Игорь Всеволодович Можейко - Кир Булычев. (Там же, если помнит внимательный зритель, учился и 132-летний дедушка Павел.) А на месте той школы (в фильме она названа 20-й), где учатся Коля, Фима, Юлька, Алиса и вся веселая компания, - на этом самом месте во Вспольном переулке стоял дом Людоговских, в котором мои предки жили с 1834 по 1957 год. Ну не мистика ли?

Подобные совпадения в сетевой алисианской литературе именуются проектными. Есть мнение (отраженное, в частности, в незавершенном пока что творении Клантао «У шкатулки - тройное дно»), что Московский институт времени осуществляет некий глобальный сверхсекретный Проект, основная цель которого - спасти человечество от крокров. Два из них нам прекрасно известны - это Крысс и Весельчак У. Кража миелофона - это детские шалости по сравнению с истинными замыслами крокров, каждый из которых представляет собой лишенную личностных черт клетку гигантского сверхразума - монокосма. Крокрам противостоят Алиса Селезнева, Наталья Гусева, ее дочь Алеся, Кир Булычев и другие. Они всматриваются в те события, которые с ними происходят и активными участниками которых они являются, и стараются увидеть знак, подсказку от руководителей Проекта, вычитать из слов соратников и - казалось бы - случайных знакомых руководство к дальнейшему действию. Может быть, совпадения, о которых я сказал выше, - это тоже некий знак?

Конечно, всё это фантазии, мечты. Мечты... Но ведь каждый человек, будь он хоть самый закоренелый циник, наверняка хоть раз в жизни представлял себе светлый мир, мир полдня, где не будет зла, ненависти, войн, насилия и кровопролития, где души людей будут открыты, где все будут любить друг друга, помогать друг другу, где каждый будет заниматься тем, что ему интересно, и вместе с тем будет делать дело, которое полезно всем, где труд будет радостным, а созидание - жизненной потребностью всякого человека. Мир, жителям которого доступны минувшие эпохи и глубины океанов, мудрость Галактики и красота Вселенной.

Ни в «Гостье из будущего», ни в повести «Сто лет тому вперед», по которой снят фильм, нет слова коммунизм. Не будем и мы, добропорядочные христиане, произносить высоких слов, которые, верно, вертятся уже на языке пылкого неофита. Не будем. Не в словах дело. А просто давайте и впрямь постараемся стать чище и добрее, и в беде не бросим друга никогда. А там - глядишь, и доберемся, как говорится, «своим ходом», без помощи машины времени, до того чудесного мира, до той эпохи, где будет лишь свет, и добро, и любовь. Любовь, что движет солнце и светила.

Чтущий да разумеет.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале