Мы смотрим на бездомных, они смотрят на нас

2010 год сетью общественных организаций «Если дома нет» объявлен Годом бездомного человека. В этом году самое время понять, как общество воспринимает бездомных и бродяг и чем может им помочь. У чиновников, врачей, помогающих бездомным добровольцев и у обывателей видение бездомности может быть очень разным.
 
 бездомные. Ярославский вокзал
 Кормление бездомных. Ярославский вокзал. Пасха - 2010

9-10 апреля 2010 года в Москве проходила конференция «Восприятие бездомных людей в современном обществе», на которую съехались представители благотворительных организаций, религиозных объединений, чиновники, врачи, психологи и юристы из разных городов России и Белоруссии.

Официальную позицию на конференции представлял начальник столичного отдела социальной помощи бездомным гражданам Андрей Пентюхов. В первую очередь он настаивал на различении бездомности и бродяжничества. Бездомность - это юридическая проблема: у человека в паспорте нет отметки о регистрации по месту жительства.

Бездомные оказываются вне правового поля - они не могут ни обратиться в суд, ни подать заявление о трудоустройстве.

Среди московских бродяг есть люди, потерявшие жилье из-за махинаций в период приватизации, есть добровольно продавшие жилье, а есть те, кто оказался на улице из-за конфликтов в семье.

Если два года назад среди московских бродяг регистрация была у 70%, теперь она есть только у 62%. Работа Департамента социальной защиты населения с бывшими москвичами идет комплексно: от восстановления документов до трудоустройства с предоставлением жилья. Иногородних отправляют по месту жительства, т.е. работа гораздо короче: справка, покупка билета и отъезд.  Доля москвичей среди бродяг растет: с 7% два года назад до 15% сейчас. Андрей Пентюхов связывает это не с изменением жизненной ситуации москвичей, а с успехами работы по отправке иногородних домой.

Растет число людей, живущих на улице по личному выбору. Впрочем, романтические представления о том, что таких людей среди бродяг большинство, от реальности далеки: возрос этот процент с одного до четырех. Впрочем, здесь статистика, по мнению представителя Региональной благотворительной общественной организации «Ночлежка» Игоря Карлинского (Санкт-Петербург), не может быть точной: в пункты анкеты мы вкладываем одно, а бездомный другое, и один скажет «меня выгнали», а другой - «я сам ушел, это мой личный выбор».

В 90-х годах контингент бездомных сильно и резко пополнился: люди освобождались из тюрьмы или теряли жилье в ходе приватизации. Потом они старели, но новые люди массово не вливались. А в начале 2000-х контингент снова резко пополнился. Последние два-три года новые люди, по оценке Андрея Пентюхова, массово не вливаются. При этом сильно вырос процент бездомных и бродяг, чей стаж бездомности превышает десять лет.

 кормление бездомных. Ярославский вокзал
 Кормление бездомных. Ярославский вокзал. Пасха - 2010

Кто кормит и нужно ли кормить?

Департамент социальной защиты населения проводит анкетирование среди бездомных. Точность данных, полученных таким образом, каждый может представить себе сам, но Андрей Пентюхов приводит следующую информацию: два года назад до 80% бездомных занимались временными подработками, а сейчас так поступают только 40%. При этом положительно ответили на пункт «беру что плохо лежит» 25% бездомных два года назад и пять процентов в этом году. По оценке Андрея Пентюхова, бездомные и правда меньше воруют - и связывает он это с бесплатными кормлениями, организованными и департаментом соцзащиты, и благотворительными организациями, и Церковью. С другой стороны, «бесплатное кормление не должно превращаться  в механизм закрепления людей на улице». Здесь важно не перешагнуть грань, которую, по мнению начальника отдела социальной помощи, перешагнули во Франции: там социальная помощь абсолютно доступна, и совершенно невероятно, чтобы раздающие бесплатную еду сообщили в правоохранительные органы, если за пищей придет заведомый преступник. В итоге до 70% пользующихся этой помощью - лица, незаконно пребывающие на территории Евросоюза. Это вызывает протесты граждан и не решает проблемы.

Илья Кусков, директор филиала благотворительного фонда «Помощник и покровитель» перечислил храмы и церковные организации Москвы, где кормят бездомных.

В конференции принимали участие члены организаций, предоставляющих бездомным бесплатную еду, из Саратова, Хабаровска, Ярославля, Мурманска, Витебска и других городов.

Игорь Карлинский считает, что кормить бездомных совершенно необходимо: это дает им возможность физически дожить до тех времен, когда будет переработана и система реабилитации, и законодательство.

По мнению Андрея Пентюхова, главное - создавать мотивацию к возвращению к нормальной жизни, для чего необходима хотя бы первичная психологическая работа. Примером такой работы Пентюхов считает поздравления бездомных с Новым годом, организуемые Департаментом социальной защиты. Дед Мороз и Снегурочка - напоминание о семье, о социальных связях, которые утеряны у бездомных.

 
 Кормление бездомных. Ярославский вокзал. Пасха - 2010

Представитель Региональной благотворительной общественной организации «Ночлежка» Игорь Карлинский заострил вопрос: считает ли начальник отдела социальной помощи, что выход из ситуации для бездомных есть, если они массово отказываются от помощи и не желают оказаться в приюте или пользоваться санпропускником, восстанавливать документы и заниматься собственной жилищной проблемой? Андрей Пентюхов ответил прямо: массового выхода с социального дна он для бездомных не видит. Индивидуальные случаи реабилитации есть, и их может быть довольно много, но массовая реабилитация невозможна.

Игорь Карлинский при существующей системе помощи бездомным также не видит для них выхода из создавшейся жизненной коллизии. Нужно «включить мозги» и перестроить эту систему так, чтобы она помогала справиться с причинами закрепления человека на улице.

 кормление бездомных. Ярославский вокзал
 Кормление бездомных. Ярославский вокзал. Пасха - 2010

Человек остался на улице. В чем же причина?

 

Андрей Пентюхов называет причинами бездомности алкоголизм, махинации с жильем, несовершенство жилищного законодательства, семейные и психологические проблемы. Однако, по мнению Игоря Карлинского, то, что обычно называют причинами бездомности, причинами бездомности не является. Причина - это явление, которое вызывает к жизни другое явление. Алкоголизм - пусковой механизм, один из факторов, но причина - комплексная. Некая ресурсная недостаточность человека  не восполняется ни микросоциумом (его семьей), ни государством, и тогда он становится бездомным. В Древней Руси горели целыми деревнями - и ничего, не начинали скитаться, селились в тесноте, да не в обиде. А теперь недостаточность человека не восполняется.

На тренингах для журналистов, освещающих проблематику бездомности, Игорь Карлинский обычно спрашивает, пробовали ли они помыться в незнакомом городе бесплатно.

Бездомные оказываются в изоляции от врачей. Общение с чиновниками невозможно: прием у них по паспортам, причем по паспортам с адресами, потому что иначе некуда будет послать ответ на обращение. Поэтому информации от самих бездомных чиновники не получают. Зато они получают обращения от граждан в стиле «уберите это от моего подъезда».

 кормление бездомных. Ярославский вокзал
 Кормление бездомных. Ярославский вокзал. Пасха - 2010

Что такое реабилитация

 

На Западе при среднем стаже бездомности 6 месяцев - на реабилитацию отводится 18 месяцев, с составлением собственной карты реабилитации. Так восстанавливаются все повседневные навыки, например привычка к вставанию ежедневно в полшестого, чтобы успеть на работу. Бездомный видит перспективу - и благодаря этому возникает мотивация. Если человек перспективы не видит, то и мотивации не будет.

«Нашу систему приютов я называю истребительной», - резок в оценках Игорь Карлинский. Говорят, что бездомные социально не адаптированы. «Они прекрасно адаптированы - другой вопрос, к чему». Карлинский описывает ситуацию примерно так: человек стал бездомным - это стресс, он к нему как-то адаптируется: находит теплый подвал, какой-то ларек, возле которого будет попрошайничать, какую-то территорию, на которой он бутылки собирает. Однажды его находят работники социальной службы и приглашают пожить в человеческих условиях - с чистым бельем и бесплатным питанием. Он идет в приют и живет там месяц. Потом его выгоняют опять в те же условия улицы, но его подвал уже занят, у ларька стоит другой бездомный и бутылки на его территории тоже собирает другой. Адаптироваться приходится заново, как и в первый раз, когда он выпал из гнезда.

Человек на таких качелях «вверх-вниз» чувствует себя хуже, чем тот, кто постоянно на социальном дне. Поэтому бездомные и отказываются второй раз идти в социальный приют, помня стресс выхода оттуда.

Чтобы вытащить бездомного со дна, нужно готовить не только его к новой социальной роли, но и адаптировать общество к восприятию этого человека в той роли, которую он может выдержать. Без такого взаимного приспособления никакая реабилитация невозможна.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале