Парижский «путь» протоиерея Сергия Булгакова

При всей широте диапазона богослов­ской мысли прот. Сергия Булгакова нельзя  не приметить объединяющие черты: почти в каждой содержится нечто очень пограничное основному направлению церковного предания. С другой сто­роны, все они касаются актуальнейших аспектов православного вероучения и церков­ной доктрины.

 

Путь Парижского богословия. про. Сергий БулгаковВ настоящем издании вниманию благочестивого и просве­щенного читателя предлагается полное собрание публикаций протоиерея Сергия Николаевича Булгакова из парижского журнала «Путь». В любой области знания, не исключая бого­словие, церковную историю и канонику, есть имена, отсутст­вие знакомства с наследием которых (вне зависимости от на­шего согласия или несогласия, полного или частичного при­ятия или неприятия того, что в этом наследии содержится) лишает нас права называть себя людьми вполне образованны­ми и компетентными в той или иной области.

Если мы будем говорить об истории русской богословской мысли XX столетия, то к числу этих имен - вместе со священ­ником Павлом Флоренским, митрополитом Антонием Храпо­вицким, Владимиром Николаевичем Лосским, протопресви­тером Александром Шмеманом, протопресвитером Иоанном Мейендорфом, архимандритом Киприаном Керном, архи­епископом Серафимом Соболевым - должен быть отнесен и протоиерей Сергий Булгаков. Его богословское творчество все­гда вызывало неоднозначное отношение. Вспомним хрестома­тийно известное неприятие его софиологии и осуждение ее как со стороны богословов, иерархов, поддерживавших ми­трополита Сергия (Страгородского), прежде всего Владими­ра Николаевича Лосского, так и в среде сторонников карло-вацкого Синода. То же самое можно сказать и о других сторо­нах богословского творчества отца Сергия.

В предлагаемом сборнике читатель увидит статьи, посвя­щенные проблемам экклезиологии, сакраментологии, сравни­тельного богословия, по актуальным вопросам каноники и церковной практики. При всей широте диапазона богослов­ской мысли протоиерея Сергия Булгакова, мы не сможем не приметить характерные черты, объединяющие эти работы. Почти в каждой из них содержится нечто очень пограничное основному направлению церковного предания. С другой сто­роны, все они касаются актуальнейших, и в те годы и ныне волнующих нас аспектов православного вероучения и церков­ной доктрины в широком смысле слова.

Человек, по-настоящему увлеченный богословием, не может не оценить эту устремленность мысли протоиерея Сергия Булгакова не к заведомо спокойному, беспроблемному и неактуальному, не к тому, чтобы была написана еще одна из бесконечного ряда ра­бот под общим названием «Златоуст как гомилет» или «Гомилет как Златоуст», а к тому, что действительно является вызо­вом со стороны нецерковного сознания, внутренней пробле­мой для христианского мировоззрения, нерешенностью кано­нической практики или церковно-исторической актуальности. Это методологически важно в наши дни. Как никогда, в на­чале XXI столетия в ситуации нынешней церковной внутрен­ней и церковно-государственной внешней свободы нашей бо­гословской мысли необходимо уметь говорить на понятном языке с ответственной богословской глубиной о том, что дей­ствительно является важным для нашего христианского миро­воззрения, а не о том, о чем нам говорить спокойнее и удоб­нее. И как раз в этом отношении мы многому сможем по­учиться в трудах достойнейшего представителя профессуры Свято-Сергиевского Парижского богословского института протоиерея Сергия Булгакова.

Кроме того, знакомство с его наследием поможет адекват­нее оценить и сегодняшние споры и дискуссии. В частности, становится очевидно по прочтении его работ, посвященных Таинству Евхаристии, что девяносто процентов объема аргу­ментации противников православной рецепции учения о пре­существлении как допустимом, приемлемом и естественном для православного богословия восходит именно к позиции протоиерея Сергия Булгакова и почти ничто не было добавле­но с того времени адептами этой доктрины до начала XXI века. Мне кажется, что читающие статью, посвященную апостолу Иуде, смогут лучше оценить и те попытки современных реинтерпретаций Евангелия, которые ныне бытуют в обществен­ном сознании в свете христианского осмысления трагической коллизии ученика-предателя.

Предлагаемый читателю том не является учительной кни­гой, как и не может быть источником безусловной церковной истины. Все в нем следует проверять исходя из мысли, сформулированной самим протоиереем Сергием Булгаковым в его книге «Православие»: критерием церковной истины является проверка того или иного мнения преданием церковным. Чи­тая эти увлекательные, глубокие и яркие страницы, постараемся прилагать к ним слово самого автора - протоиерея Сергия Николаевича Булгакова.

Протоиерей Максим Козлов

Книгу прот. Сергия Булгакова «Путь Парижского богословия» можно купить в книжной лавке домового храма св. мц. Татианы при МГУ по адресу: Б. Никитская, 1, время работы: 10:00-19:00 ежедневно, без выходных.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале