«Нам очень важно общаться с источником русскости»

Прот. Виктор Потапов отвечает на вопрос, зачем Русской Зарубежной Церкви, около века вполне успешно существующей в благополучных странах, воссоединяться с Московским Патриархатом, Церкви отнюдь не благополучной страны, с очень большой смертностью, с неопределенным политическим режимом.

прот. Виктор ПотаповСовместный проект издания "Татьянин День" и журнала "Мы в России и Зарубежье"

- Начну с того, что мы и дальше будем вести свое пастырское служение в благополучных западных странах, потому что в этих странах живут русские люди, которые привыкли и любят молиться на церковнославянском языке. Здесь живут люди, которые стараются воспитывать своих детей и внуков в русском духе. В последние годы из России на Запад выехало множество людей. Они пополняют наши приходы, ходят к нам на богослужения. Наш святой долг обслуживать духовные нужды этих людей. Здесь очень много американцев, перешедших в Православие благодаря русской духовной традиции. Они оценили и полюбили таких людей, как архиепископ Иоанн Шанхайский, иеромонах Серафим (Роуз), преподобный Герман Аляскинский.

Вместе с тем воссоединение с Московским Патриархатом для нас - это принципиальный вопрос. Дело в том, что Русская Зарубежная Церковь всегда мыслила себя неотъемлемой частью Поместной российской Церкви. Мы никогда не стремились к автокефалии или независимости, не собирались входить в состав другой поместной Церкви, а ждали благословенного момента... Сначала наши предки мечтали вернуться в Россию. Но вскоре стало ясно, что коммунизм закрепился в России надолго, и они сосредоточили свои усилия на организации церковной жизни здесь, на Западе. Но вот благодаря чуду, благодаря пролитой крови новомучеников, коммунизм в России рухнул. Священноначалие РПЦЗ вспомнило слова основателей нашей Церкви, что придет время, когда нужно будет воссоединиться с Церковью в России. Настало это время. Мы должны сдержать свое слово, нам нужно исполнить положения нашего собственного устава. Фактически мы всегда воспринимали себя неотъемлемой частью Русской Церкви. Десятилетиями между нами не было административного и литургического общения по политическим причинам. Но никогда это не мыслилось как прерывание общения на всегда, а только как временное положение. Теперь настало благоприятное время, и, Бог даст, 17 мая в храме Христа Спасителя будет подписан акт полного молитвенного воссоединения двух ветвей Российской Церкви.

- Однако Зарубежная Церковь в течение 80 лет развивалась обособлено от церковной жизни в России. Как вы считаете, что может дать воссоединение и все, что за ним последует,  то есть усиление контактов, связей,  именно церковной жизни Русской Зарубежной Церкви, конкретной практике приходской жизни, религиозного образования?

- Прежде всего наши молодые люди смогут ездить в Россию, учиться в духовных академиях, семинариях, в высших православных учебных заведениях, таких, как Свято-Тихоновский богословский институт. Для нас это очень важно. Чтобы духовно окормлять русских людей и сохранить русский дух здесь, на Западе, нам очень важно общаться и с источником этой русскости. Кроме того, живя за границей, мы могли утратить какие-то добрые старинные традиции, хотя некоторые мы, наверно, сохранили лучше, чем в России. За последние восемь десятилетий в России была канонизирована, но не включена в святцы Зарубежной Церкви, целая плеяда угодников Божиих. Полное литургическое общение даст нам возможность лучше узнать этих праведников, оказать им почитание, включить их в наши святцы, чтобы они стали неотъемлемой частью нашей духовной жизни РПЦЗ.

Хочу надеяться, что для жителей России общение с нами окажется полезным. Мы сможем общими усилиями устраивать различные обмены, совместные паломничества, ведь и у РПЦЗ есть немало святых мест. Не только на Святой земле, но и во Франции, в Сан-Франциско, где почивают мощи святителя Иоанна Шанхайского, обитель Ново-Дивеево под Нью-Йорком, Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле и другие. У нас также есть своя семинария, которая может пополниться студентами и профессорами из России. Положительные последствия процесса воссоединения трудно переоценить.

- Сейчас во многих аспектах, прежде всего в литургической практике, между нашими традициями есть различия. К примеру, в течение уже нескольких десятилетий в России, по крайней мере в городских приходах, вошло в обычай достаточно частое причащение: раз в месяц и чаще. У вас, насколько мне известно, более принят старый русский обычай редкого причащения, несколько раз в год, с достаточно серьезным приготовлением, что раньше называли говением. Что означает встреча этих двух традиций? И как вы считаете, нет ли необходимости заново начать обсуждение таких вопросов на уровне уже воссоединившейся Церкви, может быть, даже и на соборном уровне?

- Я думаю, что важно со временем обсудить эти и другие литургические вопросы. В Москве уже проходили конференции, на которых обсуждалось, сколько раз в году следует причащаться. Я должен сказать, что и в нашей Зарубежной Церкви практика редкого причащения сохранилась в основном у старшего поколения. Молодые более ревностные. Я даже скажу, что как раз люди, недавно приехавшие из России, ввели в наших приходах практику частого причащения. Наш храм в Вашингтоне более или менее регулярно посещают шестьсот человек, каждое воскресенье мы совершаем две литургии и на каждой причащаем из двух чаш. Прихожане серьезно к этому подходят, исповедуются, вычитывают правила, причащаются, очень многие - раз в неделю, многие причащаются два-три раза в месяц. Так что у нас эта практика тоже распространилась.

Наше более тесное общение, безусловно, поставит эту и другие темы на повестку дня. Например, вопрос соборования, вопрос богослужебного языка: как сделать церковнославянский более удобочитаемым и понятным... Все это нужно будет всесторонне обсудить после того, как будет восстановлена единая Русская Церковь.

- РПЦЗ изначально стремилась сохранить и приумножить для будущих поколений освободившейся России традиции русской церковной жизни, культуры, языка. Была цель - вернуть на родину то, что осталось в зарубежье от России старой, дореволюционной. Насколько сейчас эта цель актуальна?

- Трудно сказать. Жизнь берет свое, меняются времена. Эта цель была идеалом тридцать-сорок лет назад для таких светлых людей, как архимандрит Константин (Зайцев), архиепископ Аверкий (Таушев), отец Серафим (Роуз), протопресвитер Михаил Помазанский. Насколько актуально сейчас их наследие, так называемое охранительное богословие, для России, покажет время.

- Как вы считаете, кого вы представляете, воссоединяясь с Церковью в России, с церковным народом? Какую часть русского общества и вообще русского ли общества? Насколько верно сейчас представление об РПЦЗ как о сообществе потомков первой и второй эмиграции?

- Состав наших прихожан в последнее время сильно изменился. Если бы вы мне этот вопрос задали лет двадцать-тридцать назад, я мог бы ответить, что значительную часть прихожан Русской Зарубежной Церкви составляли монархисты, другую часть - солидаристы, люди, связанные с НТС и представители других политических ориентаций. В настоящее время большинство наших прихожан - люди, недавно приехавшие из России. Вопросы политического и идеологического характера мало обсуждаются в нашей приходской жизни.


Богослужебное облачение митр. Филарета, бывшего

предстоятеля РПЦЗ. Фото: www.1tv.ru 

- Странно. В России многие воспринимают воссоединение как восстановление связи с частью нашего общества, которое было отторгнуто гражданской войной и советской властью.

- Наверно, вы по-другому к этому подходите. Лично для меня важно прежде всего достижение литургического единства. Я меньше озабочен политическими вопросами. Я гражданин США. Моя семья здесь крепко осела. Но мы очень ценим наше русское наследие и стараемся хранить его, насколько Господь дает нам силы, стараемся и внукам нашим его передать. Мы, конечно, следим за политическими процессами в России и их переживаем, но возвращаться в Россию, наверное, не будем. Здесь наши могилы, здесь мы выросли, воспитывались. Для нас воссоединение - это прежде всего явление духовное.

- Но тогда возникает вопрос: какую цель ставит перед собой РПЦЗ как автономная часть Русской Православной Церкви? В чем состоит ее миссия теперь, когда на той территории, где она осуществляет свое служение, есть и епархии собственно Мосвовской Патриархии, и Православная Церковь в Америке, Парижский экзархат, то есть несколько православных юрисдикций, которые так или иначе связывают себя с русской традицией?

- Я надеюсь, что придет время, когда все юрисдикции русской традиции - я имею в виду Зарубежную Церковь и зарубежные приходы и епархии Московского Патриархата - еще более тесно объединятся и вместе будут достойно представлять Русскую Церковь на Западе. В Америке сейчас царит канонический хаос. До революции семнадцатого года все по необходимости подчинялись русскому епископу. Потом возникла большая путаница. Каждая этническая группа - греки, сербы, болгары - стала подчиняться своей национальной церкви. Автокефалию Православной Церкви в Америке признают только Церкви бывших соцстран. С ними у нас сложатся, наверное, вполне нормальные отношения. Они состоят в общении с Москвой, мы тоже будем с ними в общении. Но как все это сложится, покажут следующие четыре-пять лет.

Я думаю, что в конце концов мало что изменится в нашей церковной жизни. Мы будем, конечно, поминать патриарха как нашего предстоятеля, наши архиереи будут участвовать в архиерейских соборах Московской Патриархии. Постепенно, мало-помалу, выкристаллизуется род нашего служения здесь, в Америке.

- Служения в рамках русской диаспоры? Или же служение для всего местного населения, если речь идет о США, об Австралии, о Германии, о других странах, где есть приходы РПЦЗ?

- Конечно, это будет служение для всех, не только для русской диаспоры. Мы духовно окормляем и людей, присоединяющихся к нашей Церкви из других вероисповеданий. У нас, безусловно, сохранится миссионерская работа.

- Но при этом будет сохраняться и русская церковная традиция?

- Разумеется. У меня был несколько лет назад помощник-американец, который принял Православие. Потом он стал священником, служил у меня. Он обслуживал американцев и через несколько лет захотел основать свою собственную миссию. Думал, что за ним последуют все остальные американцы, перешедшие в Православие в моем приходе. Но они отказались. Отказались на том основании, что хотят остаться в Церкви русской традиции. Они считали, что недостаточно подготовлены, нет достаточного багажа для того, чтобы самостоятельно вести церковную жизнь. Они видят, во что это выливается в других юрисдикциях, где оторванные от этнических корней Матери-Церкви местные жители начинают походить на протестантов восточного обряда. Американцы, серьезно перешедшие в Православие в Русской Церкви, дорожат своими русскими традициями.

- Отец Виктор, что вы лично ждете от дня 17 мая?

- Лично я ожидаю в этот день одно из самых сильных духовных переживаний моей жизни, когда я смогу подойти к священнослужителям, которых я знаю и люблю, трижды облобызать их, сказать «Христос посреди нас!» и услышать от них «И есть, и будет!». Из рук епископов принять Тело Христово и вместе с ними приобщиться Святых Христовых Таин. И действительно почувствовать себя членами единого, неделимого Тела Христова.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале