Привет из Черногории-4

В этот раз наше путешествие началось неожиданно прямо на пляже, так как часов в 12 дня решили доехать до Скадарского озера: на островах этого озера расположено несколько православных монастырей, в которые наши друзья имели приглашение.

6 июня 2007, среда

Ещё сербы обязаны Христу основными принципами жизни и нравственности. Обязаны Ему верой во единого Бога, в суд Божий, в Промысл Его, в правду и милость Божию, в бессмертную жизнь на небесах. Обязаны Христу пониманием природы и её явлений через Бога и объяснением человеческих судеб не материальными причинами, но нравственными и духовными. Одним словом, сербы обязаны Христу знанием истины о земном и духовном мирах.

Свт. Николай Сербский, «Миссионерские письма», письмо 34

Петровац — Подгорица — мон. Морача — Колясин — Мойковац — Бистрица — Добриловина — Жабляк (Дурмитор, Чёрное озеро) — Шавник — Ясеново поле — Никшич — Подгорица — Петровац (378 км)

Национальный парк Дурмитор лежит далеко от туристическо-курортной Будвы, далеко не все приезжающие в Черногорию бывают там. Но это стоит того, чтобы оторвать своё тело от пляжа и отправиться далеко в горы. Не побывать в Дурмиторе — значит не прочувствовать до конца красоту этой страны, не понять дух горного народа, которого не сломило никакое иго, который боролся до конца в неравной борьбе с турками, выжил и победил. За такую страну можно умереть, что и делал черногорский народ на протяжении всей истории этой небольшой страны.

В этот раз наше путешествие началось неожиданно прямо на пляже, т.к. часов в 12 дня решили доехать до Скадарского озера: на островах этого озера расположено несколько православных монастырей, в которые наши друзья имели приглашение. Однако, доехав до озера, мы решили неожиданно туда не ехать. Наши спутницы, мамы маленьких детей, устали от предыдущих трёх дней непрестанных разъездов и не хотели ехать далеко, и только хитростью удалось их заманить в столь дальнее путешествие. Мы решили доехать до древнего монастыря Морача, который находится за Подгорицей в каньоне одноимённой реки, а дальше посмотреть, как пойдут наши дела. Само место, куда мы отправились, достойно особого внимания, ибо в нём отразилось духовное достояние сербского народа.

Наш путь лежит через Подгорицу в направлении города Колашин. После столицы Черногории дорога начинает забирать в гору. Сегодня утром мне звонила знакомая из Белграда, интересовалась погодой и сказала, что у них дожди. Мы предполагали, что в горах может быть такая же погода, как и в Белграде, и отчасти не ошиблись, т.к. зарядил нудный дождик, правда, он довольно быстро кончился, показалось солнце. Чем выше мы поднимались, тем красивее становилось вокруг. По дороге мы встретили не то немцев, не то датчан, судя по номерам автомобилей, которые сплавлялись по Мораче. Тут много горных речушек, которые предполагают подобный вид отдыха. Периодически мы делали остановки, для того чтобы запечатлеть прекрасные виды, которые открывались нам. Дорога состоит из множества туннелей и мостов, последние построены на большой высоте и внушают страх при их пересечении. Ну да ничего, к горным дорогам мы уже привыкли.

Монастырь Морача расположен прямо у дороги. Увидев его, мы делаем большую остановку, для того чтобы его осмотреть. Этот монастырь был построен в середине XIII века князем Стефаном, внуком Стефана Немани, основоположника сербской средневековой династии. Стефан Неманя — мирское имя прп. Симеона Мироточивого, Великого жупана, т.е. князя Сербского, который, создав и укрепив независимое Сербское государство, последовал за своим сыном, святым Саввой Сербским на Афон, где, подвизаясь в монашеском образе, достиг высокой духовной жизни. По его преставлении Господь прославил его тем, что мощи его до сих пор источают миро. До XVI века о монастыре мало что известно, в конце XV века монастырь опустел и частично был разрушен, но был в конце того же века восстановлен. В течение XVIII века монастырь находился в центре борьбы сербов против турок, в начале XIX века вошел в состав свободной Черногории. В монастыре два храма — большой, Успенский, и маленькая церковь свт. Николая.

Зайдя в монастырь, мы сразу отправились в Успенский храм, т.к. именно в нём были фрески XIII века. Духовная красота, открывшаяся взору, потрясала. На небесно-голубом фоне были изображены Спаситель, Богородица, ветхозаветные и новозаветные святые. Большинство фресок относилось к XVI-XVII векам.

Глядя на древнее изображение Божией Матери (XIII век) на восточной стене храма, вспоминался один из богородичных тропарей великого канона прп. Андрея Критского: «Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти, Богородительнице, яко Нераздельныя Троицы породила еси Единаго Христа Бога, и Сама отверзла еси нам, сущим на земли, небесная». Действительно, в этом горном монастыре, в этом храме можно видеть, как созерцали Небо воистину духовно совершенные христиане, Небеса, приклоненные на землю, и, главное, смогли так их запечатлеть — не только в своей душе, жизни, сердце, но и в живописи и передать это знание, это свидетельство следующим поколениям христиан.

Роспись диаконника была скрыта он нашего взора, однако мы купили компакт-диск с подробными фотографиями росписи. Там находятся фрески XIII века, на которых изображен святой пророк Илия со сценами из его жизни. Каким же богатством внутренней жизни сияют эти фрески! Да и вообще вся роспись храма заслуживает пристального внимания. Как жаль, что фотоаппарат не может передать той глубины небесного цвета, а мои скудные слова — выразить духовную силу изображений! Воистину небесный храм, не только по месторасположению, но и по своему духовному неисчерпаемому богатству. А небо над монастырем и вода в реке Мораче, текущей под монастырем, таких же непередаваемых сине-голубых оттенков цветов, что и роспись в храме. Нет слов, как же красиво, как духовно красиво!

Помимо фресок в монастыре есть резной иконостас самого начала XVII века и ризница. Особенно привлекает икона архангела Михаила и царские врата. Да нет в этом храме ничего, что бы не приковывало к себе внимание! Церковь свт. Николая сильно меньше, но и там удивительные фрески начала XVII века, со сценами из жизни и чудесами святителя Николая. Маленький уютный храм.

Территория монастыря заботливо ухожена руками монахов, цветут розы, рядом с монастырем пасека. Конечно, мирская жизнь коснулась и столь, казалось бы, удаленного от цивилизации места, многочисленные паломники и экскурсии осложняют быт и жизнь братии, но, видя лица местных монахов, можно сказать, что соприкосновение с таким духовным сокровищем само по себе защищает их внутреннее созерцание Бога, к которому они призваны.

Что ж, насладившись духовно, отправимся созерцать ту тварную природную красоту, которой Господь воистину не обделил эту страну. Движемся в сторону Колашина, перед ним поворачиваем на Дурмитор. Дорога лежит теперь уже в каньоне реки Тара. Встречных машин почти нет, встречаются несколько туристических автобусов. Дорога пока не сложная, петляет вместе с рекой, медленно поднимаясь вверх. Иногда нас привлекают причудливые формы скал, результат многовековой деятельности воды и ветра. Чем выше мы поднимаемся, тем больше пейзаж начинает напоминать Швейцарию, которую мы видели только на картинках. Альпийские домики, луга, полянки — все это с правой и левой стороны каньона. Этот каньон самый глубокий в Европе, его протяженность около 80 км. Начинает немного холодать, сказывается альпийский климат этих мест. Останавливаемся у красивейшего арочного моста Джурджевича, перекинутого через реку Тара на высоте 150 метров, очень красиво. Встречаем там нескольких наших соотечественников, которые, так же как и мы, забрели к вечеру в эти далекие от курортной жизни места.

Дальше дорога ведет нас выше в горы, к городку Жабляк. Город был разрушен во Вторую мировую войну и восстановлен в 50-е годы прошлого века, так что исторической ценности из себя не представляет. Да, вот еще одно важно замечание: на всех дорогах, по которым мы ехали, от автомагистралей до местных, стоят памятники или обелиски, на которых высечены имена павших в этом месте в войну. Очень важная народная память о тех, кому обязаны своей свободой.

После очередного серпантина нашему взору открывается равнина, заросшая невыским лесом, заключенная между множеством гор высотой более 2000 метров. Добираемся до городка уже в восьмом часу вечера, начинает темнеть. Изначально в наших планах еще в Москве был поход на самую высокую гору Черногории — Боботов Кук, откуда можно увидеть и всю Черногорию, и, что самое важное, саму Черную гору. Но низкая облачность, количество детей, завтрашний отъезд нашего товарища в Москву и заход солнца не позволили нам сделать этого. Дойдя до Черного озера (посетили наконец хоть что-то черное в  Черногории, т.к. черного тут нет и в помине, а озеро действительно черного цвета), мы отправились в обратный путь, который проходил в основном в темноте. Запомнилось только одно селение, которое мы проезжали, под названием Шавник, расположенное в ущелье. Мы к нему долго спускались в темноте и облаках по серпантину, а потом по другому серпантину долго от него поднимались, чтобы попасть в туннель, ведущий в Никшич. Пустынная дорога, ни души.

В темноте мы добираемся до Никшича, проезжаем его и едем через Подгорица в Петровац. Прибыли мы домой в 12 часов ночи по местному времени, все дети уже спали. Фактически мы за день совершили объезд 80% территории  всей Черногории.

Впервые опубликовано 11 июня 2007 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале