Школа молодой семьи: у православных те же сложности, что и у неверующих

«Люди встречаются, люди влюбляются, женятся», — поется в одной известной песне. Душа радуется, когда два человека в какой-то момент становятся единым целым, начинают жить не для себя, а ради друг друга. При встрече со счастливой семейной парой пасмурный дождливый день превращается в ясный и теплый.

Из-за существенного упрощения жизни (запретное раньше сейчас активно внедряется в общественную среду) многие социальные институты, в том числе и институт семьи, претерпел существенные изменения. Идеология «живи, как тебе больше нравится» для молодого человека стала принципом, и теперь все больше и больше сформировавшихся пар не спешат в загс. Зачем? Ведь и так хорошо.

Школа молодой семьи

Семейные отношения устроены сложнее, чем любые другие. Сначала нам кажется, что встретившийся нам человек — тот самый, с которым мы хотим провести всю жизнь. Но потом перед молодоженами встают нерешаемые (по их мнению) задачи и проблемы, клубок начинает запутываться, и в результате вполне счастливая семейная пара разрушается. Почему? В чем причина? Зачастую молодые люди не могут ответить на этот вопрос. Кто-то и не пытается, а кто-то обращается к Православной Церкви, надеясь на помощь в укреплении семейных отношений и наполнение смыслом супружеского союза.

Чтобы помочь молодым людям разобраться в непростых вопросах создания семьи, отношений до брака и даже в семейных неурядицах, Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре создал Школу молодой семьи. 16 июня в здании Центра для учащихся краткосрочных курсов подготовки «ответственных за молодежную работу на приходе» прошло ознакомительное занятие. Ведущие семинара — первый заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития молодежи Юрий Белановский и заместитель директора Школы молодежного служения по семейным проектам, психолог Светлана Перегудова — провели интерактивное и лекционное занятие.

Два с половиной часа пролетели незаметно. Даже после того, как время вышло, мало кто из более чем 80-ти слушателей хотел уходить: тема семьи и брака живо затронула слушателей курсов. Отведенные на вопросы 15 минут сменились получасом. Горячая дискуссия продолжалась до 10 вечера.

 
 

Можно ли обсуждать проблемы молодой семьи вслух?

Как оказалось, затронутые на семинаре проблемы для православного человека по-настоящему в диковину. Часто молодой человек не находит в традиционном для современного православия информационном поле не только ответов, но и рассуждений на интересующие, волнующие его вопросы. Набившие оскомину ответы «молись, читай отцов» далеко не всегда работают. Православная педагогика воспитания для семейной жизни так и не нашла адекватных современности форм и методов. Известно, что юноши и девушки стесняются детально поговорить со священникам на некоторые темы, касающиеся отношений со второй половинкой. К разряду «неудобных» вопросов относятся вопросы интимного характера. Ведь для нас эти проблемы ассоциируются с запретными аспектами, о которых не говорят. Как помочь молодому человеку в решении этой сложной проблемы? Может ли Церковь сделать шаг навстречу молодому человеку и начать обсуждать эти вопросы открыто?

Школа молодой семьи базируется на традиционном для Церкви учении о браке и семейной жизни. Ноу-хау этой системы — вплетение в канву православного учения психологии и педагогики. В данном случае эти две науки призваны простым, соответствующим современности языком объяснить молодым людям, как можно строить семейные отношения без отрыва от православных традиций.

Диалог: услышать любимого

Первая часть семинара проходила в режиме интерактивной игры. Всем гостям нужно было объединиться в команды по шесть человек. Каждая группа обсуждала вопрос: что мешает молодым людям стать семьей. После пятиминутной дискуссии от каждой команды выступал один человек, объявляющий общее решение группы. Ведущая записывала его на доске. В результате на стенде появилось 11 пунктов, отражающих проблемы создания семьи. Среди них: эгоизм, инфантильность, зависимость от стереотипов, навеянных СМИ, боязнь ошибиться с выбором супруга, боязнь материальных трудностей. Следующим этапом работы было соотнесение каждого аспекта с определенной фразой, которую можно услышать от человека. Например, за такой помехой в семейной жизни, как «эгоизм», закрепилась фраза «я хочу». Затем из зала вызывались 12 человек — шесть юношей и шесть девушек. Их задача — отталкиваясь от написанных на доске фраз, составить диалог. Сложность состояла в том, что приходилось импровизировать, долго задумываться над ответом было нельзя. Каждый участник говорил всего три фразы. После этого психолог интересовался, что почувствовали два разговаривающих друг с другом человека, и комментировал услышанное.

Это упражнение выявило, что православную молодежь интересуют те же темы, что и светскую. Верующие люди, оценивая свою будущую семейную жизнь, во многом исходят из вполне известных, общих для всех трудностей, не связанных с религиозностью. Это очень важно понимать при организации молодежной работы на церковных приходах.

Учебная игра была так же рассчитана на достижение взаимопонимания между двумя сторонами. Ведь часто люди, вовлеченные в отношения, не задумываются над тем, как важно не только понять и выслушать друг друга, но узнать, какой отклик родился в душе у нашего собеседника. Абстрагироваться от голоса своего сердца и попытаться почувствовать желания любимого человека очень сложно. Но попытка поступиться своими переживаниями ради счастья второй половины заставляет людей сближаться.

 
 

 

Церкви предстоит побороться за молодежь со СМИ

Вторая часть семинара была посвящена разговору на актуальные темы, касающиеся семьи и брака. Юрий Белановский в начале беседы задал гостям вопрос: известно ли сидящим в зале среди всего многообразия православной литературы хотя бы 10–15 книг, посвященных вопросу построения семьи и брака, так или иначе откликающихся на проблемы в создании семьи, озвученные в первой части занятия. Несмотря на то, что этот вопрос вызвал бурную дискуссию, было названо лишь семь изданий, часть из которых не удовлетворили ведущего. Вывод только один: тема хорошо не исследована и не проработана, а значит, и молодежь (даже та, что будет отвечать за молодежную работу на приходах) сама по себе вряд ли сможет с ней познакомиться и найти адекватные ее запросу ответы.

На встрече была затронута тема негативного воздействия СМИ на детей и молодежь, осуществляющегося при попустительстве властей. Оказалось, что это главный вопрос учебного занятия, от ответа на который зависит организация молодежной работы на приходе. Прозвучало два диаметрально противоположных мнения. Одно гласило, что Церкви не стоит тягаться с государством и телевидением, не стоит «заигрывать с молодежью», не стоит придавать сколь-нибудь серьезное значение психологии и педагогике, возможно только принимать пришедших и предлагать им ясную и четкую святоотеческую позицию, основанную на православном учении о страстях. Церковь может предложить людям только православную духовность. Не стоит предлагать им что-то еще. Второе мнение, на котором настаивали ведущие семинара, отражало пятилетний опыт организации молодежной школы для желающих создать семью. Как бы кто не хотел, на данный момент нет другой возможности, как снисходить к молодым, честно и открыто вступать с ними в диалог, доверяя их пониманию своих проблем, как бы они не казались мелки и бездуховны.

От собственной психологии до воспитания детей

По мнению Юрия Белановского и Светланы Перегудовой, подготовка юношей и девушек к семейной жизни не может обойтись хоть и беглого разбора некоторых тем. Наиболее важными являются:

  • знакомство с психологическим взглядом на человека: специфика возраста, пола, влияния среды, понятия индивида, личности, индивидуальности;
  • православное понимание человека как личности; предназначение человека;
  • психологические особенности мужчин и женщин: установки и жизненные задачи, гендерные особенности восприятия, мышления, речи, самоопределения и эмоциональных процессов мужчин и женщин;
  • психология общения; специфика восприятия, этапы общения, стадии развития отношений;
  • православное учение о браке: сотворение мужчины и женщины, семья как богоустановленный союз, христианский брак, Таинство Венчания;
  • путь отношений: дружба, влюбленность, любовь сильные и слабые стороны состояния влюбленности, любовь как ответственный выбор;
  • выбор супруга;
  • актуальные вопросы биоэтики;
  • влияние опыта родительской семьи на построение собственной;
  • этапы развития мужеско-женских отношений: ответственность, принятие, уважение, интимность, разрешение конфликтов, кризисы и их преодоление, подготовка к беременности и родам;
  • воспитание детей: основы дошкольной педагогики.

Церковная работа с желающими создать семью только начинается. Учебное занятие для будущих «организаторов молодежной работы на приходах» показало, что прежде чем говорить о конкретных методах и формах, необходимо начать открытое обсуждение многих назревших, но до сих пор не решенных вопросов, главным из которых является соотнесение православной традиции и современных знаний из области психологии, педагогики и даже сексологии.

Фото: Владимир Горбунов, ПЦДРМ

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале