rss
    Версия для печати

    Она первая из русских вошла в Царство Небесное

    «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа», – написано о княгине Ольге в «Повести временных лет».
     

    Где родилась и к какой семье принадлежала святая равноапостольная княгиня Ольга, нам неизвестно. В «Повести временных лет» говорится, что Ольгу привезли из Пскова в жены князю Игорю. Некоторые историки утверждают, что она родом из Новгорода. Другие видят в ней дочь князя Олега, который некогда повесил свой щит на воротах Константинополя.

    В пользу того, что княгиня была не славянкой, а родилась в семье варяга, говорит ее варяжское имя - Хельга (или Эльга), русский вариант которого - Ольга - она приняла якобы из уважения к князю Олегу.

    Предание рассказывает, что воспитывалась Ольга в языческой вере, но от природы была «целомудренна и премудра».

    Игорь, сын Рюрика, княживший в Киеве, охотился в Псковских пределах. Как-то раз ему понадобилось переправиться через реку Великую. Князь заметил юношу, который плыл по реке на челноке, и попросил перевезти его. За молодого гребца Игорь принял Ольгу. Девушка была стройна и красива, и «сердце князя воспламенилось». Ольга угадала помыслы князя и устыдила его, напомнив, что князь должен показывать своим подданным пример благочестивого поведения. 

    Князя удивила мудрость и смелость простой девушки. Вернувшись в Киев, Игорь понял, что полюбил Ольгу, а потому велел привезти ее из Пскова и взял себе в жены. Как замечает автор «Жития» святой Ольги, она «оставила легкое весло малой ладьи своей, чтобы взяться впоследствии за кормило государственное».

    В летописях ничего не говорится о том, чем занималась Ольга, пока был жив ее муж. Однако в «Повести временных лет» приводится текст договора князя Игоря с византийцами (944), где посол княгини Ольги Искусеви занимает третье место среди лиц, которые участвовали в переговорах. Это говорит о том, что Ольга имела определенный политический авторитет и до смерти мужа.

    Когда Игоря убили древляне, государством стала править Ольга. Можно сказать, она была регентом при малолетнем сыне Святославе.

    Княгиня отказалась выходить замуж во второй раз, прожив остаток дней в чистом вдовстве.

    Известен рассказ о неудачном сватовстве древлянского князя Мала. Первых послов от князя Ольга повелела принести в ладье, бросить в глубокую яму и засыпать живьем. Других приказала заживо спалить в бане.

    На тризне (поминальной трапезе) на кургане Игоря по ее приказу древлян напоили хмельным медом и порубили их.

    Потом Ольга вернулась в Киев, собрала войско и выступила против древлян. С ней в походе был и малолетний сын Святослав. Воины княгини осадили город Искоростень, жители которого убили Игоря. Осада длилась целое лето, а ближе к осени Ольга решила взять город хитростью. Она предложила жителям заплатить ей легкую дань - по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора.

    Люди обрадовались этому и отправили птиц княгине, а она велела привязать к каждой из них тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи вернулись в свои гнезда. От трута загорелись сеновалы, сени, крыши домов... Не было двора, где бы не начался пожар. Люди выбежали из города, и воины Ольги схватили их, а Искоростень сгорел дотла.

    Так Ольга отомстила древлянам за смерть мужа.  

    После этого дела Ольги носили в основном мирный характер. На всей подвластной ей земле она установила точные размеры и сроки сбора дани. Власть старейшин на местах постепенно заменялась управлением княжеских тиунов. Так начался процесс централизации Русского государства. Реформы, проведенные Ольгой, высоко оценил Н. М. Карамзин, который писал, что она «мудрым правлением своим доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

    На месте впадения реки Псковы в Великую Ольга основала город Псков. Ей было явлено чудное видение: три ярких луча воссияли посреди бора. Мудрая Ольга поняла, что здесь будет построена церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы.

    Уладив внутренние дела государства, Ольга занялась внешней политикой. Она не вела крупных войн и большое значение уделяла дипломатии. Во многом благодаря Ольге у Руси завязались тесные, даже родственные отношения с Византией.

    Когда Святослав повзрослел, Ольга предоставила ему возможность управлять Русским государством, а сама обратилась к познанию истины. Можно предположить, что родная языческая религия была знакома княгине до тонкостей, однако с помощью нее можно было разрешить далеко не все интересовавшие княгиню вопросы. Мудрую Ольгу не могло не заинтересовать новое для Руси христианство.

    Хотя в «Повести временных лет» говорится о том, что Ольга «первая из русских вошла в Царство Небесное», на самом деле христианство стало распространяться на Русской земле еще за полвека до начала правления княгини. Просто крестились очень немногие люди.

    Кто был наставником правительницы в делах веры, точно сказать нельзя. Возможно, им стал священник Григорий, который, как сообщается в летописи, сопровождал княгиню в Константинополь. Может быть, именно он посоветовал Ольге отправиться в Византию, чтобы лучше узнать христианство и, если она пожелает, креститься.

    Снарядив большой флот и собрав ценные дары, Ольга отправилась в Царьград. Русскую княгиню с почетом встретили император Константин Багрянородный и патриарх. Цареградский правитель был так очарован красотой и умом Ольги, что предложил ей выйти за него замуж. В то время княгине было около 60 лет.

    Отказаться было нельзя - это могло повлечь за собой разрыв дипломатических и торговых отношений Руси и Византии. Ольга решилась на хитрость. Перед свадьбой она попросила окрестить ее (ведь христианский император не мог взять в жены язычницу), причем крестным отцом был выбран сам Константин.

    Когда после Таинства император начал разговор о свадьбе, Ольга удивленно спросила, как может он жениться на своей крестной дочери, если это запрещено законом. Вопрос о браке был решен. Остается только догадываться, как мог император упустить из поля зрения этот важный догматический момент.

    В крещении Ольге было дано имя Елена в честь матери Константина Великого. В вопросах веры княгиню наставлял сам патриарх.

    «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих», - сказал ей владыка. На это Ольга ответила: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских».

    Когда Ольга вернулась в Киев, византийский император отправил к ней послов, поскольку по возвращении княгиня обещала прислать ему меха и драгоценности. Однако передать дары через послов Ольга отказалась, ответив, что передаст государю воинов, воск и меха только в том случае, если он согласится погостить в ее родной стране.

    Послы Константина вернулись домой ни с чем.

    Крещение Ольги имело не только личное, но и колоссальное государственное значение. Многие люди, подражая княгине, приняли Православие. Сын Ольги Святослав отказался от крещения, объяснив, что воины из его дружины, поклонявшиеся языческим богам, будут смеяться и потеряют уважение к князю, верующему в распятого Христа. А внук Ольги Владимир не только принял Православие, но и окрестил Русь.

    После того как Ольга приняла Православие, у нашей страны установились качественно новые отношения с Византией. Русь символически стали считать дочерью Византии (ведь и Ольга стала крестницей византийского императора), а это положило начало более тесным взаимоотношениям государств. Тогда же и была заложена основа идеи Москвы как «третьего Рима» - непосредственной наследницы этого великого духовного центра.

    По приказу Ольги на Руси стали строить храмы и церкви. В 960 году в Киеве был освящен храм Святой Софии Премудрости Божией. Его главной святыней стал подаренный Константинопольским патриархом крест.

    Как ни пыталась Ольга утвердить на Руси христианство, язычество до поры до времени брало верх. Родной сын княгини Святослав повелел убить некоторых киевских христиан и приглашенных матерью немецких миссионеров. В конце концов, чтобы отношения с сыном не разладились окончательно, Ольге пришлось держать при себе священника тайно.

    Княгиня умерла 11 (24 н. ст.) июля 969 года, причастившись Святых Христовых Таин. По ее просьбе Святослав похоронил мать по христианскому обычаю в построенном Ольгой киевском храме святителя Николая.

    Тело княгини оставалось нетленным, и ее внук Владимир перенес мощи святой в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы.

    Вставить в блог

    Она первая из русских вошла в Царство Небесное

    24 июля 2007
    «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа», – написано о княгине Ольге в «Повести временных лет».
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru