Camino de Santiago: дорога к самому себе

19 июля православные христиане Португалии во главе с игуменом Арсением (Соколовым) начнут девятое паломничество по Camino de Santiago – Пути святого Иакова. О том, как и для чего православные проходят этот известнейший в католическом мире путь, ТД рассказали два священника, представляющие Московский Патриархат на Пиринейском полуострове: игумен Арсений (Соколов) из Лиссабона и священник Андрей Кордочкин из Мадрида.
 Camino de Santiago
 Игумен Арсений (Соколов) - слева

«Организованно мы ходим раз в год, в июле. Бывают и неорганизованные, частные паломничества. А вообще, паломники идут в Сантьяго круглый год», - рассказывает игумен Арсений (Соколов).

Сразу оговоримся:  (Путь святого Иакова) находится в Испании, и большинство паломников, естественно, католики. Тем не менее, святой Иаков, к которому ежегодно идут сотни людей - не кто иной, как Иаков Зеведеев, брат апостола Иоанна Богослова, то есть святой, которого почитает и Православная Церковь. Только мы празднуем память апостола Иакова 30 апреля (13 мая) и 30 июня (13 июля), а католики - 25 июля.

Святой Иаков, некогда предпринявший путешествие в далекую Испанию (по представлениям апостольских времен, на самый настоящий край света), стал считаться покровителем паломников. В конце IX века над его мощами в городе Сантьяго-де-Компостела по указу короля Альфонса III была построена церковь, к которой стали приходить паломники из разных стран. Примерно к XI столетию город Сантьяго в католическом мире стал занимать третье по значимости (после Иерусалима и Рима) место.

Camino de Santiago
 На пути в Сантьяго де Компостела

Попасть в город святого Иакова стремились верующие из разных стран, а заодно посетить по пути другие святыни Франции и особенно Испании. Популярность дороги способствовала тому, что вдоль маршрутов стали строить церкви и часовни, а также сооружать гостиницы и закусочные для путешественников. Со временем возникла разветвленная инфраструктура Camino de Santiago, которая во многом сохранилась до сегодня.

Исторически люди шли в город Сантьяго из разных мест разными путями, и потому сегодня Camino de Santiago, - это несколько маршрутов, которые ведут в город святого Иакова - Сантьяго.  Их насчитывается около 15.

Самый дальний - «или Camino Francés (Камино Франсес, «Французский Путь) начинается на юге Франции, проходит через Пиренеи и далее пролегает по территории Испании. В Испании главная магистраль в Испании ведет от Памплоны до Сантьяго-де-Компостелы и называется «Дорогой французских королей».

Из одной только Франции до перевалов через Пиренеи можно добираться четырьмя разными маршрутами.

 На пути в Сантьяго де Компостела
 Отдых в дороге

На Пиренейском полуострове Camino de Santiago также включает в себя несколько маршрутов.

Camino del Norte (Камино дель Норте, Северный Путь) пролегает по северу Испании, идет от границ Франции вдоль побережья Бискайского залива.

Vía de la Plata (Виа де ла Плата, Серебряный Путь) начинается на юге, в Севилье и проходит по Испании на север Эстремадура.

Camino Portugués (Камино Португес, Португальский Путь) начинается от границы Португалии и испанской провинции Галисии в городке Туи (Tui).Впрочем, некотоыре идут по нему от Порту или Лиссабона.

 «Путь в 100 с лишним километров мы обычно преодолеваем за три с половиной дня, но испытание возможностей организма и не является нашей целью. Этот путь - одновременно и путь к себе. Многие люди, и сам я, замечали, что каждый раз, когда проходишь по пути Camino de Santiago, понимаешь что-то очень важное о своей жизни, чего не знал раньше», - делится впечатлениями священник Андрей Кордочкин.

Camino de Santiago
 

Путешественник может выбрать любой из предложенных маршрутов и по желанию и силам пройти участок, например, в 100 или 300 км или одолеть целиком самый длинный «французский маршрут». К слову, его протяженность более 800 км, а идти придется около месяца.

Чтобы никто не заблудился по дороге, маршруты Camino de Santiago отмечены стоящими вдоль дороге столбиками с желтыми раковинами - символами Пути святого Иакова (раньше паломники, шедшие в Сантьяго, нашивали такие раковины на одежду).

«Пройти по Camino de Santiago  стремятся многие, но далеко не у всех есть возможность: у кого документы не в порядке, и потому он боится пересекать португальско-испанскую границу, у кого денег нет на поезд и/или автобус до Галисии, кого с работы не отпускают. Количество паломников в нашей группе каждый год разное, от 6 до 15 человек. В этом году нас будет, по всей видимости, 14», - рассказывает игумен Арсений.

Похожая ситуация складывается и с православным приходом священника Андрея Кордочкина в Мадриде.

«Мы стараемся, по возможности, идти Camino de Santiago каждый год. Обычно идем группой, а по пути к нам присоединяются друзья из других городов. Но бывает, что у кого-то график работы не позволяет идти с группой, и люди идут сами. Если Бог даст, в сентябре к нам приедет группа молодежи из Москвы», - говорит отец Андрей.

Camino de Santiago
 Привал

Скоординировать группу бывает сложно. Раньше португальские и испанские православные старались проходить по Пути святого Иакова вместе, но в последнее время совершают паломничество отдельно.

Несмотря на организационные сложности, игумен Арсений (Соколов) старается сформировать группу паломников заранее.

«За месяц-два начинаем оповещать все наши приходы в Португалии, проводить запись и инструктаж. Затем староста нашего прихода в Порто, идёт в контору Общества любителей Пути апостола Иакова, находящуюся в городе Порто и берет на всех «паспорта паломников», дающие право останавливаться в путевых паломнических ночлежках. В воскресенье вечером собираемся все в Порто, и оттуда выдвигаемся к галисийской границе, затем - к начальному пункту паломничества», - рассказывает отец Арсений.

«Паспорт паломника» - одна из важных традиционных вещей на Camino de Santiago. Существует он не для

Camino de Santiago
 

того, чтобы удостоверять личность паломника, а чтобы фиксировать пройденные участки дороги. Получить его можно практически в любой гостинице в начале пути или в специальном «Офисе пилигримов». По мере прохождения Пути в гостиницах и церквах в него ставят специальные печати, свидетельствующие о том, какой маршрут проделала путешественник. В конце дороги, в городе Сантьяго, паспорт с печатями можно предъявить в Офисе пилигримов рядом с собором, где хранятся мощи апостола Иакова, и получить «Compostela»  - написанный на латыни именной сертификат о прохождении Camino de Santiago.

Правда, для его получения необходимо пройти или проехать на лошади не менее 100 км по Пути святого Иакова, а если Вы путешествуете на велосипеде - не менее 200 км. Велопаломничество сегодня особенно популярно, хотя находятся оригиналы, которые путешествуют и необычным способом, напрмер, верхом на ослике.

Как правило, в группу, которая идет с игуменом Ансением из Лиссабона, входят «свои» португальские православные. Как-то раз присоединились двое из испанской Малаги, еще прилетали двое верующих из Петербурга и одна девушка из Москвы. «Только в первое паломничество среди нас был один католик, Игнасио из Мадрида», - вспоминает игумен Арсений.

Бывает, католики, смотрят на православных «коллег» с интересом, но, в принципе, относятся к ним спокойно и даже равнодушно: мало ли кто идет по Camino de Santiago?

 Camino de Santiago
 В Сантьяго-де Компостела

За X веков по Дороге святого Иакова прошли тысячи людей. Кто-то - ради получения исцеления на мощах, кто-то - по обещанию, когда уже получил помощь от апостола. Немало людей шли по Camino de Santiago, чтобы  получить индульгенцию: освобождение от грехов. В «обычные» годы она была частичной, а в «год святого Иакова», когда день его почитания, 25 июля, выпадает на воскресенье (как в нынешнем году), - полной.

Любопытно, что иногда пройти целиком  Camino de Santiago отмечалось в завещаниях как обязательный пункт для получения богатого  наследства. По дороге шли и бродячие актеры, музыканты, и грабители, которые не смущались возможностью ограбить паломников. Так что Путь святого Иакова, несмотря на христианскую историю, был далеко не безопасным местом. Но и сейчас народ на дороге попадается не менее разнообразный.

«Конечно, сегодня  Camino de Santiago уже не тот, что в Средние Века - относительная некомфортность путешествия уже не связана с риском для жизни. Однако есть и более глубокие изменения - уже далеко не все, идущие по пути, воспринимают себя как паломники. Наверное, большая часть людей на пути - «экологические» или «культурные» туристы.  Тем радостнее в пути увидеть других паломников-христиан. Что же - путь открыт для всех, и кто-то, начинающий его как турист, завершит, перед ковчегом с мощами Апостола, как паломник», - надеется  священник Андрей Кордочкин.

 

За предоставленные фотографии редакция благодарит игумена Арсения (Соколова).

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале