Защитник на Спасской башне

В субботу, 28 августа, на Спасской башне кремля Патриархом Кириллом была освящена икона Спаса Смоленского, а уже к воскресенью по Интернету разлетелись слова присутствовавшего на церемонии президента: «Теперь Россия получает дополнительную защиту». Подумаем, что же это значит.

 

История икон с кремлевских башен уникальна: скрытые от людских глаз, они пребывали на своем историческом месте семь советских десятилетий. Границы познания за это время невероятно расширились - люди достигли глубин океана, вышли в космос, а под тонким слоем штукатурки в самом сердце страны было никому не известное чудо. Об этом говорил Патриарх на проповеди после молебна: «Нашлись люди, исповедники, которые рисковали жизнью и вместо того, чтобы разрушить иконы, закрыли их сеткой рабицей, сверху положили цемент, закрасили и сделали вид, что иконы разрушены. В этой истории с иконами - символ того, что произошло с нашим народом в XX веке. Был сделан вид, что подлинные цели и ценности, подлинные святыни разрушены, что вера исчезла из жизни нашего народа. Так было кому-то нужно, и очень многие делали вид, что так оно и произошло. Но никуда не исчезла вера нашего народа».

Президент подхватил эту мысль: «Я уверен, с момента обретения и освящения икон, восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту, а стало быть - и все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну». С одной стороны, нельзя усомниться в справедливости слов главы государства. С другой - неправильно было бы, по крайней мере, для человека православного, не развить их дальше - в личное отношение, личное усилие, личную молитву. Ведь думать, что икона сама по себе кардинально улучшит жизнь в нашей стране, избавит от тех же пожаров или проблем в социальной сфере - сродни оккультизму. Встроить ее в ряд символов вместе с красной звездой и Курантами - сомнительно. Не будет ли это симуляцией духовности, тем, что Патриарх назвал «сделать вид»?

Само освящение было далеко от «лакированного» официального мероприятия как минимум по одной причине: шел дождь. Сильный и холодный. «Сонм московского духовенства», поначалу прятавшийся под зонтами, с началом церемонии был вынужден подставить под струи дождя камилавки, непокрытые головы и праздничные голубые фелони. Гости и журналисты стояли по щиколотку в воде. Когда Патриарх окроплял образ, святая вода смешивалась с льющимися с неба потоками. Но - тепло звучали песнопения, празднично - Успенский тропарь; на благословляющий жест Предстоятеля, вознесенного к иконе на платформе, нельзя было не ответить поклоном. А по окончании освящения далеко не все отцы поспешили убежать, распустив зонтики, и прочно стояла кучка верующих, не желающих расходиться. А это значит, будет, кому помолиться перед образом Спаса Смоленского. А Он уж молитву без внимания не оставит.

Фото − Патриархия.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале