«А вернулся я к синему небу…» Несколько мыслей о последнем альбоме группы «ДДТ»

Диск «Прекрасная любовь», выпущенный Юрием Шевчуком сотоварищи в апреле после двухлетнего перерыва, стал явным камнем преткновения для ДДТ-шных поклонников. То, что Юрий Шевчук – сторонник постоянного поиска новых форм как в музыке, так и в текстах, не новость. Однако в «Прекрасной любви» слушатели столкнулись не с непривычно жестким звуком, как это было в «Мире номер Ноль», не с запутанностью текстовых смыслов (случай пластинки «Единочество») и даже не с десятиминутными композициями, наполовину состоящими из повторения одной фразы (раскатистое «Привет с того све‑е‑ета!», завершавшее диск «Пропавший без вести», многим памятно до сих пор)...

ДДТ, альбом В новом альбоме, который группа объявила «возвращением к понятию «шансон» в России», многие увидели покушение на «святое» - саму стилистику русского рока.

И, несмотря на то что лидер «ДДТ» весьма далек от «братков», упреки в том, что он решил «прогнуться под окостеневший криминал» и «искать общий язык с урками», посыпались в небывалом количестве. Те же, кто не доходил до столь резких обвинений,  недоуменно, а то и раздраженно возмущались: как же так? Почему песни, неоднократно исполнявшиеся на концертах, были в студийной версии так своеобразно обработаны?

Конечно, в такой точке зрения есть свой резон: и аранжировки порой выполнены в «ресторанной» манере, и голос Шевчука звучит слишком надрывно даже для него самого, и песни перемежаются междометиями и выкриками вроде «Давай, Ваня!». Но, как часто бывает, «Прекрасная любовь» этим не ограничивается. Это альбом значительно глубже, значительно интереснее, и то, что можно найти в нем, с лихвой «окупает» все сомнительные моменты.

Качество текстов песен на альбоме оценили все - даже самые яростные его критики. Да и можно ли не оценить мягкий лиризм композиции «Расскажи, как ты любила», трагичную искренность «Капитана Колесникова» (напомню, это рассказ о гибели «Курска»), песню «Господь нас уважает», ставшую уже почти образцом творчества о Чеченской войне, или по-шевчуковски ерническую, но очень горькую иронию таких строк:

Как водолаз, задыхаясь на дне,
Верю, что помнит и любит она,
Жду, как "лосось натуральный" в вине,
Что вскроет меня весна.

(«Песня о людях героических профессий»)

Можно ли не оценить социальную бескомпромиссность и отсутствие какого бы то ни было раболепия перед властями предержащими (многие ли музыканты, имеющие всероссийскую известность, смогут включить в свой альбом песню, начинающуюся словами «Я пил вчера у генерала ФСБ»)?

«Да, слава богу демократии конец.
Давай, чтоб Русь цвела да вера пела!»
Я после третьей осмелел, спросил:
«На чьи труды дворец?»
А он ответил: «Не твое собачье дело!»

(«В гостях у "генерала"»)

В «Прекрасной любви» почти нет смысловой «зауми», столь типичной для Шевчука, но есть та глубина и цельность, к которой стремится любой талантливый музыкант. Есть предельная искренность, простота и понятность каждой из песен, рассказывающих о любви, боли и смерти человека, о суровости войны и том, как она меняет нас...

Вопрос "зачем и почему?" оставим без внимания,
Мудрец сказал: "Господь дает по силам испытания".

Пускай мы стали пьющими моральными калеками,
А все же, брат, не гнидами, а все же человеками.

(«Война бывает детская»)

Но плюсы альбома не ограничиваются его текстами. По сути, то, к чему пришел Шевчук, - это поиск нового музыкального языка, не вписывающего в заданные рамки «питерского рока», но при этом не менее красивого. «Кабацкие» черты в музыке или манере исполнения не делают альбом хуже, и уж тем более - не превращают его в блатное произведение (очень сложно представить, чтобы «Прекрасную любовь» выпустил Михаил Шуфутинский или группа «Лесоповал»). А вот явная связь с традициями авторской песни, да и вообще с традиционной русской мелодикой в новом альбоме группы есть (достаточно послушать песни «Вот сижу я у окна» или «Антонина»). В отличие от многих работ «ДДТ», «Прекрасная любовь» не давит на слушателя своими ритмами, а приподнимает его, подкупая своей искренностью и душевностью.

По сути, это один из самых интересных дисков группы. Объединив в себе песни, по-настоящему выстраданные музыкантами за многие годы, он стал своеобразным «переоткрытием» группы, ее выходом за рамки самой себя. И более того, возвращением к истокам русской музыки.

Как поет сам Юрий Юлианович:

Заведу разговор,
Что не бабник, не вор -
Просто долго на Родине не был.
Что, как блудный птенец,
Воевал за дворец,
А вернулся вот к синему небу...

(«Закопали штыки»)

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале