Святоша – праведник или бес?

Мы привыкли, что «святоша» - прозвание оскорбительное, обидное. Это «богомольный лицемер, ханжа», как сообщает словарь Ожегова. В Орловской губернии «святошей» и вовсе называли беса, который о Святках являлся ряженым, носившим маски - личины. Между тем в «Житиях» Дмитрия Ростовского можно прочитать о святом, которого звали Николай Святоша. За что же ему дали такое обидное с современной точки зрения прозвище.
Если посмотреть словарь Даля, то выяснится, что «святоша» - это не только не оскорбительное прозвание, но, напротив, очень даже уважительное, почтительное обращение. Раньше слово «святоша» означало «святой угодник», праведник» или «инок», «чернец», «пустынник», «скитник». Эти определения как раз подходят к святому Николаю, который жил на Руси на рубеже XI-XII вв.

Святой Николай, в миру Святослав, был внуком Киевского и Черниговского князя Святослава Ярославича. Отец Святослава, Давид, тоже был Черниговским князем. Со временем княжеский престол должен был по наследству перейти к Святославу. Но княжеская власть, роскошь, военные успехи - все эти земные блага, столь желанные для знатного человека его круга, отнюдь не прельщали юношу.

Святослав оставил родной дом и по собственному желанию удалился в монастырь, где решил нести самые тяжелые послушания. Много лет он трудился в поварне, так что даже его братья - Изяслав и Владимир - пытались удерживать его от этой работы. Надо полагать, они приезжали в монастырь, пытались убедить брата, что ему ни к чему вести жизнь, полную лишений. Но Святослав лишь смиренно просил их разрешить ему поработать в поварне еще немного. Потом он был сторожем монастырских ворот, после - прислуживал в трапезной.

Послушания были для него не тяжелой обязанностью, а радостью, ведь он служил Богу. Любовь к Господу выражалась во всем: в постоянной молитве, кротком поведении, добровольном отказе от мирских радостей. Николаю не нужно было ничего, кроме того, чтобы работать и прославлять Бога.

В «Житии» рассказывается», что Святослава, который принял постриг с именем Николай, часто посещал в монастыре врач по имени Петр. Пет был родом из Сирии и охотно служил Святославу. Когда княжич удалился в монастырь, Петр поселился в Киеве.

Петр не разделял взглядов бывшего господина. Добровольное отречение от мира, от богатства и высокого звания было ему не очень понятны. Иноческая жизнь Николая была для него «скорбью и великим унижением».

Мы привыкли восхищаться подвигами монахов: добровольным отшельничеством, строгим воздержанием и постом, послушанием и самоотречением. Мы привыкли. Но если остановиться и на минуту задуматься, не окажется ли, что мы понимаем монашеский подвиг так же, как этот сирийский врач Петр?

Петр не был неверующим человеком. Но он был, если можно так выразиться, человеком земным. Он стремился к «дольнему», тогда как Николай искал «горнего». И конфликт между этими людьми, их разговоры - это как бы вынесенный наружу конфликт между «земным» и «небесным», плотским и духовным, борьба, которая идет в сердце каждого человека.

Петр применяет к жизни Николая земные мерки. Если опустить заботу о телесном здоровье, на первом месте для Петра - общественное мнение, принятые в обществе понятия о достоинстве. человека:

- Князь (Петр продолжал называть инока князем), Бог не ищет поста или подвига выше сил, но только чистого и смиренного сердца. Ты работаешь на иноков, как купленный раб; ведь, к такой нужде ты не привык, да это и недостойно тебя, так как ты князь. Вот и бояре сожалеют о тебе и пребывают в большом унынии. Но они устроили себе большие дома и теперь живут в них, а ты не имеешь, где главы преклонить, и сидишь то при мусорных кучах, то в поварне, то при вратах.

Для Николая важно совершенно другое:

- Не должно. Я благодарю Бога за то, что Он освободил меня от мирских забот и соделал меня рабом для Своих рабов - сих блаженных черноризцев; ведь я, будучи князем, под видом работы для них работаю для Царя царей. К чему же ты угрожаешь мне смертью, укоряешь в моей нищете и в воздержании от излишних яств? Ведь и ты, когда лечишь телесную болезнь, не повелеваешь ли больному быть воздержным, а некоторых яств и совсем избегать? А мне таким же способом нужно врачевать недуги душевные.

Из текста «Жития» становится понятно, что прав в этом споре был Николай. Когда однажды Петр заболел, лекарство чуть не лишило его жизни, а здоровье вернулось только благодаря молитвам Николая.

Несмотря на споры, Петр очень любил Николая. Когда инок заболел и сообщил врачу, что вскоре ему надлежит умереть, Петр бросился ему в ноги и стал просить, чтобы Николай умолил Господа, и Он бы забрал его вместо Николая.

Если Петр заботился о телесном здоровье Николая, Николай беспокоился о его душевном благополучии. Он согласился помолиться Богу вместе с Петром, если тот примет иноческий постриг. Петр согласился.

Здесь можно усмотреть хитрость со стороны Николая: дескать, сам по себе Петр вряд ли бы вступил в монастырь, а сделал это только из любви к своему господину. Но ведь Петр принял постриг добровольно. И совершенно добровольно готов был отдать за Николая свою жизнь. Николай только подсказал ему, как это сделать, и тем самым обратил бывшего врача к Богу.

Три месяца бывший врач, которому была так непонятна монашеская жизнь, пребывал в молитве и посте. Это была искренняя, пламенная молитва, которая происходила не по принуждению, шла от самого сердца. Со слезами на глазах он молился Богу, чтобы Тот сохранил жизнь Николаю, а ему даровал смерть. Так и случилось. Вскоре Петр умер, а Николай прожил на земле еще 30 лет.

В день кончины Николы Святоши едва ли не весь Киев собрался, чтобы отдать ему последнее целование и испросить его молитв. Ведь он прослыл праведником задолго до своей смерти.









































































































Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале