Иконография образа святой Екатерины

Иконографических типов изображения святой великомученицы Екатерины Александрийской несколько. Вариации обусловлены тем, что святая почитается и в Восточной и в Западной Церквях, где возникают различные особенности этой иконографии.

 

Св.Екатерина с житием. Начало XIII в. Монастырь святой Екатерины на горе Синай

Св.Екатерина с житием. Начало XIII в.

Монастырь святой Екатерины на горе Синай

«Иконописный подлинник», составленный в начале XX века С.Т. Большаковым на основе подлинников XVI века, сообщает, что святая Екатерина изображается так: «На голове венец царский, власы просты, как у девицы, риза лазоревая, испод киноварь (нижняя одежда красная), бармы царские (драгоценные украшения на одежде) до подола, и на плечах и на рукавах, рукава широки, в правой руке Крест, а в левой свиток, а в нем пишет: «Господи Боже, услыши мене, даждь поминающим имя Екатерины отпущение грехов, и в час исхода его проводи его с миром и даждь ему место покойно»».

Таким образом, только без свитка, она изображена на иконе начала XIII века из монастыря святой Екатерины на горе Синай. Возможно, именно эта икона служила главным храмовым образом и располагалась возле раки с мощами святой. В средней части иконы изображена святая в рост, на полях представлены сцены из ее жития. Великомученица одета в расшитые драгоценными камнями царские одежды синего и красного цветов, на главе — массивная царская корона, украшенная самоцветами и свисающими нитками жемчуга. Екатерина, как подобает девице, изображена с непокрытыми волосами, которые, однако, уложены в красивую прическу. Все одеяние свидетельствует о происхождении святой — согласно житию она принадлежала к семье правителей

Мастер Виктор. Св.Екатерина на троне. Вторая половина XVII в. Крит. Византийский музей, Афины.

Мастер Виктор. Св.Екатерина на троне.

Вторая половина XVII в. Крит.

Византийский музей, Афины.

богатейшего города Империи - египетской Александрии, соперничавшей по своей роскоши и славе со столицей — Римом. Ткани одеяния святой образуют большой щит, на котором изображен Крест. Эта деталь одеяния, заимствованная из облачения византийских императоров, в иконописи называется «лор» - широкая длинная полоса ткани, как правило, богато украшенная. В правой руке святая держит Крест, символизирующий ее мученический подвиг; жест раскрытой ладони левой руки означает принятие Божественной благодати. Тема мученического подвига подробно раскрывается в клеймах, размещенных на полях иконы, в зоне второстепенного, «периферийного» пространства. В то время как в центральном, главном во всех смыслах, изображении эта тема передана только с помощью двух изображений Креста — орудия пытки, с одной стороны, и орудия победы Христовой над смертью, с другой.

Св.Екатерина.фрагмент русской иконы XV в.

Св.Екатерина.

фрагмент русской иконы XV в.

Иногда Святая Екатерина изображается в красном плаще, традиционном одеянии мучеников, и синем хитоне. Глава святой может быть покрыта белым платом, символизирующем целомудрие, духовную и телесную чистоту.

В позднесредневековый период возникает еще один иконографический вариант, получивший широкое распространение на Западе и оттуда, через позднюю греческую иконописную традицию, пришедший на Русь. Такой иконографический тип представлен на иконе второй половины XVII века «Святая Екатерина на троне» критского мастера Виктора. Святая, одетая по-прежнему в царское платье и затканный золотом и напоминающий венецианское одеяние плащ, восседает на троне. Она взирает на резное Распятие, которое вместе с пальмовой ветвью — символом победы над смертью— держит в левой руке. Этой же рукой она придерживает колесо — орудие пыток, которым ее подвергали, символ ее мученической кончины. Трон окружен книгами и инструментами: циркулем и армиллярной сферой, которые подчеркивают прекрасное образование святой, ее не только языческую, но и христианскую мудрость. Святая Екатерина победила в диспуте лучших александрийских философов, а ведь Александрия справедливо считалась научным центром римского мира, именно там когда-то располагалась самая большая библиотека империи. В католической традиции именно великомученица Екатерина считается покровительницей учащихся.

А.Корреджо. Мистическое обручение святой Екатерины. 1527г. Лувр, Париж

А.Корреджо. Мистическое обручение святой

Екатерины. 1527г. Лувр, Париж

Многочисленные детали, позолоченная мебель с резными рельефами, пышные драпировки делают изображение избыточно повествовательным. Акцент постепенно смещается с темы молитвенного предстояния мученицы перед Богом, на житийную тематику: подчеркивается образование святой, способы, которыми ее мучили. Такое тяготение к нарративности, скрупулезной подробности, в целом, весьма характерно для искусства позднего Средневековья, где главное постепенно теряется в многочисленных второстепенных деталях и поворотах сюжета. Часто можно встретить иконы святой Екатерины не только с изображением колеса, но и меча, которым ей отсекли голову. Однако согласно древнейшим иконописным традициям святые изображаются такими, какими они предстоят Престолу Божию в Царствии Небесном, поэтому на ранних иконах святые никогда не изображались с орудиями перенесенных ими пыток, на мученичество достаточно четко указывал Крест в руке святого. Мысль о том, что в Царствии Небесном святая Екатерина, например, будет опираться на орудие колесования, была чужда древним иконописцам.

В западноевропейском искусстве очень популярным становится еще один сюжет «Мистическое обручение святой Екатерины». С учетом повышенного внимания западного христианства к темам визионерства, созерцания различных мистических образов, религиозных экстазов, не удивительно, что произведения, изображающие видение Екатерины, в котором она обручается с Богомладенцем Христом, столь многочисленны. Самые известные живописцы создавали картины на данную тему, например, Корреджо, ван Дейк, Рибера.

В православной иконописи этот сюжет не получил широкого распространения и встречается только XVIII-XIX веках.

На Руси изображения Святой Екатерины появляются уже в домонгольский период. Ее образ можно видеть в росписях Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (середина XII века), церквей Спаса Преображения на Нередице (1199год), Спаса Преображения на Ковалёве в Великом Новгороде (1380год), Рождества Христова в Довмонтовом городе во Пскове (конец XIV века).

В XVI веке в русском искусстве появляется новый иконографический вариант - «Моление великомученицы Екатерины о народе», не встречающийся в византийском или балканском искусстве. Святая изображается со свитком в руке, содержащим текст ее предсмертной молитвы, позади Екатерины изображен палач с мечем; иногда рядом изображается колесо и крепостные сооружения Александрии. Вероятно, эта иконография возникла благодаря почитанию святой Екатерины как заступницы «при исходе души»: перед казнью она молила Господа простить все грехи тем, кто помянет ее перед смертью. Иногда у ног святой изображаются коленопреклоненные верующие, прибегающие к ее молитвенному заступничеству.

Св.Екатерина
Св.Екатерина. Русская икона XIX в.

Начиная с XVIII века почитание великомученицы Екатерины в России заметно увеличивается, так как святая является небесной покровительницей двух царствующих императриц. Образы святой все чаще встречаются на иконах, в храмовых росписях, в шитье, в декоративно-прикладном искусстве. В XVIII - XIX веках в иконописи постепенно распространяется академическая живописная манера, поэтому облик святой все более напоминает западно-европейские аналоги. Композиционные схемы и иконографические детали также заимствуются художниками на Западе.

Иногда великомученица Екатерина изображается на одной иконе с благоверным князем Александром Невским. Такое совмещение никак не связано с иконографией или житиями данных святых, а объясняется тем, что дни их памяти следуют один за другим — 6 и 7 декабря по новому стилю.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале