"Я не боюсь высказывать свои убеждения..."

В преддверии III Всероссийской научной конференции "Сорокинские чтения" декан социологического факультета МГУ Владимир Иванович Добреньков ответил на вопросы «Татьянина дня» о перспективах науки социологии, проблемах социологического образования и бытности возглавляемого им факультета, о религиозности ученого и российского общества в целом.

- Социологическое сообщество России готовится к одному из крупнейших в нашей стране форумов - III Всероссийской научной конференции "Сорокинские чтения", которая пройдет 4-5 декабря на социологическом факультете МГУ. Чем, по вашему мнению, объясняется колоссальный интерес к форуму?


- Дело в том, что «Сорокинские чтения» - это конференция федерального значения. Социологический факультет МГУ проводит ее уже на протяжении ряда лет, и в ней участвует представители разных регионов России, представляющие Российскую социологическую ассоциацию. Она объединяет представителей 59 субъектов Российской Федерации.
Конференция, которая пройдет в этом году, будет посвящена анализу социальных процессов в современной России, взаимодействию традиций и инноваций. Мы попробуем рассмотреть ситуацию, которая сложилась в России, исходя из социологической, политической и духовной составляющих российского социума. Кроме того, мы попытаемся начать дискуссию о стратегиях и перспективах развития России.
Это крайне важно, поскольку сейчас Россия находится в той точке своего исторического развития, когда делается исторический выбор пути дальнейшего развития страны, от которого будет зависеть суверенитет России, ее самостоятельность, ее будущее. Это тем более значимо, поскольку конференция проходит в эпохальный период - в период выборов в Государственную думу и во время формирования кампании президентских выборов.


- Таким образом, можно утверждать, что «Сорокинские чтения» - это инструмент интеграции российского социологического сообщества?
- Безусловно. Я думаю, что научное сообщество только выигрывает от консолидации, а также от того, что ориентируется на обсуждение реальных проблем, которые волнуют современное российское общество. В этом смысле социологические конференции всегда способствуют определенной консолидации, единению и максимальному использованию интеллектуального потенциала тех людей, которые профессионально заняты изучением общества.
Эта конференция выражает определенное отношение к существующей структуре научного сообщества, например к Российской социологической ассоциации, в которую прежде всего входят представители вузовской социологии.
Участие в «Сорокинских чтениях» - это своеобразная дань уважения к социологическому факультету МГУ, который со дня своего создания в 1989 году внес большой вклад в организацию социологического образования в России. Когда создавался социологический факультет, то социологического образования, как такового, в России просто не существовало, а сейчас уже более 135 вузов готовят социологов.
Конечно, до сих пор есть недостатки, но они присутствуют в любой работе. Однако мы серьезно занимаемся проблемами социологического образования и пытаемся понять, каким оно должно быть на современном этапе развития российского общества. Что и как необходимо сделать, чтобы повысить качество социологического преподавания и подготовки? Все это темы «Сорокинских чтений» этого года. Кроме того, в этом году мы будем обсуждать тему болонского процесса и связанной с ним проблемы подготовки новых стандартов социологического образования, стандартов «третьего поколения социологии», стандартов подготовки бакалавров и магистров социологии. Это очень серьезная работа, которая призвана, с одной стороны, реструктурировать образование, облегчить вхождение в систему европейского образовательного процесса, а с другой стороны, не потерять те традиции, которые существуют в российском образовании, его фундаментальность. Это непростая задача.
Мы провели значительную подготовительную работу и на чтениях попробуем обсудить те результаты, которых удалось достичь. В случае одобрения социологическим сообществом России достигнутых результатов мы будем представлять выработанные предложения в Министерство образования и науки и надеяться, что они будут воплощены в жизнь.


- Процесс создания и становления социологии в России был крайне сложен, не так ли?
- На самом деле, мы можем гордиться тем, что сделано за эти годы. Социологии в СССР не было. Это связано с тем, что социология обладает огромным критическим потенциалом. Поэтому при образовании факультета социологии МГУ нам приходилось бороться как за институализацию науки, так и просто с косностью мышления. И, между прочим, нам удалось преодолеть все трудности. Результатом стало создание государственной системы социологического образования. В этом смысле никто не может умалить наши достижения - мои и моих коллег.


- Какова ситуация в современной российской социологии?

- На сегодняшний день в социологии сложилась непростая ситуация. Она характеризуется наличием разных позиций, разных методологических подходов. Но это нормально. В науке должно быть разнообразие точек зрения. От этого она только выигрывает. У нас есть как чисто позитивистская традиция, ориентирующаяся на стандарты, принятые в социологии западных стран, так и традиция, тяготеющая к высокой теории. И между ними идет борьба. Отрицательный момент наступает тогда, когда полемика переходит с научных вопросов на личности. Это не делает чести оппонентам. Да и с подлинной наукой это имеет мало общего. Когда я встречаюсь с такими фактами, меня это немного шокирует.


Какова повестка дня современной мировой социологии и существует ли связь между российской и мировой социологией?


- Что касается состояния развития мировой социологической науки, то это одна из больших проблем. В настоящий момент в социологии существует очень много направлений и социологических теорий. Все они имеют право на существование, но мне представляется, что наиболее актуальной сейчас является создание социологической метатеории, которая бы освещала пути и перспективы развития человеческой цивилизации. В рамках подобной теории мог бы быть осуществлен масштабный синтез имеющегося знания, чтобы понять, что ожидает человечество в будущем.
Социология, как и другие науки, может развиваться только тогда, когда она базируется на мировом теоретическом наследии. Мы стараемся сегодня интегрироваться в мировое социологическое знание, использовать его для обогащения российской социологии.
Но здесь главное не перестараться. У нас есть свои традиции, своеобразная «русскость» социологии. На Западе распространена точка зрения, что социология не имеет ничего общего с идеологией. Мне представляется, что это не совсем так. Я, безусловно, против политизации социологии, но социология, предметом которой является общество, не может быть наукой, свободной от ангажированности, не может освободиться от ценностной базы.
В этом смысле позиция либералов, в соответствии с которой необходимо деидеологизировать образование, не только не верна, но и вредна. Ведь социология не только играет научную роль, но выполняет и просветительскую, и воспитательную функции. Она дает представление гражданам о том обществе, в котором они живут. Кроме того, социология воспитывает гражданскую позицию, патриотизм.


Можно ли ранжировать проблемы современного общества в соответствие с их значимостью для выживания российского социума?
- Я не могу точно ранжировать, какие проблемы имеют большую значимость по сравнению с другими. Социология должна заниматься созданием метатеории социального развития. Она может и должна сформулировать стратегию, идеологию и систему взглядов на то, как должно развиваться российское общество, каковы идеалы этого общества.
Но для решения этой глобальной цели необходимо решить ряд задач более частного характера. И их я просто перечислю. Во-первых, это проблема глобализации: роль и место России в глобализационном процессе, каковы политические, экономические и духовные последствия глобализации для России; каковы вызовы, которые глобализационный процесс выдвигает перед Россией и как на них отвечать? Во-вторых, это стратегия политического развития России, совершенствование ее государственно-политического устройства. В-третьих, решение демографических проблем. Наконец, это проблема социальной стратификации. Ведь существующий ныне разрыв между богатыми и бедными ведет к дестабилизации общества, и эту проблему надо срочно решать.


Вы возглавляете социологический факультет Московского университета уже много лет. Скажите, в чем, по-вашему, в настоящее время состоит миссия факультета, и посредством какой стратегии эта миссия реализуется.
- Я считаю, что социологический факультет должен сделать все, чтобы быть эталоном для других факультетов с точки зрения подготовки социологических кадров. Мы стараемся сделать так, чтобы факультет был одним из инициаторов в постановке и решении тех проблем, которые стоят перед социологическим образованием. Прежде всего необходимо решить вопрос качества образования. Мы можем и должны сплотить социологов из разных регионов России для того, чтобы решить эту проблему.
Вторая проблема - это проблема науки. Мы должны выделить приоритетные направления, наметить пути их решения. И здесь задача социологического факультета также состоит в консолидации усилий социологического сообщества на их решении. В этом смысле важно не замкнуться в себе, а быть открытыми миру, быть открытыми для социологов из других городов и регионов.


Каким вам хотелось бы видеть факультет в будущем?
- Я хотел бы видеть социологический факультет действенным механизмом решения всех тез задач, которые время ставит перед российским обществом и образованием. Я хотел бы, чтобы на факультете готовили высококлассных специалистов, профессионалов, которые были бы востребованы российским обществом.
Что касается структуры социологического образования, то, с моей точки зрения, сейчас еще рано говорить об этом. Но хотелось бы верить в то, что наш факультет будет идти в русле тех тенденций, которые наблюдаются в системе высшей школы. Мы стараемся быстро откликаться на новации, экспериментировать и использовать новинки в подготовке специалистов.
Конечно, мне хотелось бы видеть качественные изменения в молодежи. Сегодняшние абитуриенты отличаются от абитуриентов прошлых лет, и изменения эти, надо сказать, не в лучшую сторону.
Прежде всего не у всех наблюдается мотивация к учебе. Слишком часто господствует утилитарный подход. Но ведь мы готовим не просто специалистов, а образованных людей, обладающих высокой культурой, масштабным видением проблем. Конечно, можно готовить узкого специалиста, но ведь не в этом задача высшей школы. Задача высшей школы - готовить людей высокой культуры, способных решать сложные, глобальные управленческие задачи.


- Насколько популярны у современных студентов кафедры «теоретической» направленности?
- В настоящее время кафедры, ориентированные на изучение теории, не пользуются особой популярностью. Например, кафедра, которой я руководил долгие годы (кафедра «Истории и теории социологии»), сейчас не пользуется популярностью среди студентов, хотя без знания истории социологии заниматься социологией невозможно.
Но современные студенты - прагматики, они тянутся к тем специализациям, которые более востребованы рынком. Это социология коммуникации, социология рекламы, социология управления. Тем не менее те, кто приходит в большую науку, должны заниматься серьезными вещами. Фундаментальная подготовка - необходимый элемент научной базы, и студенты, которые идут именно на «теоретические» кафедры, - это, безусловно, будущие серьезные ученые.


- Насколько востребована современными студентами такая дисциплина, как социология религии?

- Эта дисциплина изучается в качестве обязательной части учебного плана. По этому предмету пишутся как курсовые, так и дипломные работы. Есть и диссертации. Но специалистов в области социологии религии мы не выпускаем.
Если же говорить о предметной области, то это интересное направление, потому что сейчас в России наблюдается религиозный ренессанс. И мне представляется, что вполне можно говорить, например, не просто о социологии религии, но о православной социологии. Тем более, что в православных университетах такой предмет уже преподается. Но это вопрос времени.

- В настоящее время в центре острой дискуссии стоит вопрос о «религиозности ученого» (в этом ряду памятно «письмо академиков» и ваша принципиальная позиция в его оценке). Что вы ответите тем, кто считает религиозность науки ее серьезным ограничением? Как возможно совместить религиозность ученого с его научной состоятельностью?
- Понимаете, религия опирается на веру, а наука - на разум. Они лежат в разных плоскостях. И в принципе никак не противоречат друг другу. История знает много примеров, когда выдающиеся физики, математики, да и ученые-гуманитарии были глубоко верующими людьми, но это не мешало им бороться за истину и не сковывало свободу выражения своих мыслей.
Сковывает ведь не религия, а политические условия. Религия, наоборот, очищает и возвышает душу человека, помогает человеку открыть для себя ценности человеческого бытия и не прельщаться преходящими вещами, религия помогает человеку приобрести духовную опору, чтобы он мог творить и действовать. Кроме того, религия помогает сформировать ученому свод этических правил своей научной деятельности.
Вы знаете, у меня вызывает удивление точка зрения, что если человек верующий, то он чуть ли не мракобес, выступающий против научного знания. Но ведь нет ничего плохого в повышении авторитета Православной Церкви в России. Это говорит только о росте человеческой духовности. Ведь, как написано в Библии, «не хлебом единым жив человек». Сущность человека не определяется только преходящими вещами, увлеченность которыми, наоборот, вытравливает все человеческое. Религия же помогает восстановить сущность человека.

Но может ли ученый высказывать свои убеждения, находясь на кафедре перед студентами?
- Любой человек может говорить о своих убеждениях. Другое дело, что он не должен их навязывать. А бояться того, что кто-то подумает что-то плохое про эти убеждения, неправильно. Я полагаю, что, если человек имеет убеждения, он не должен бояться высказывать их, бояться, что кто-то его упрекнет. Я не боюсь высказывать свои убеждения!

- Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий неоднократно выступал за введение теологии в качестве университетского курса. Как вы относитесь к данному предложению? Каким вам видится процесс введения данного курса, чтобы при этом не ущемлялись гражданские свободы студентов?
- Я согласен с позицией Виктора Антоновича Садовничего. Такая специальность существует. Единственное, что хочу сказать, что при создании МГУ в факультетской структуре отсутствовал факультет теологии, и это отличало наш университет от средневековых европейских университетов. У нас нет традиции теологического факультета. И вопрос его институционального оформления может вызвать большие дискуссии.
Если это будет один из преподаваемых предметов, то многие могут рассматривать теологию как посягательство на свободу совести. Если же это будет факультет теологии, на который будут поступать люди в соответствии со своими желаниями и убеждениями, то проблем вообще не должно быть. Вводить же теологию на каком-либо другом факультете не совсем корректно. С другой стороны, в системе МГУ вполне может существовать лекторий, посвященный проблемам религии. И все желающие смогут его посещать.


- Какова вообще роль религиозных основ устроения государства и общества (в России и за рубежом)?

- Я не мыслю России без Православия. Знаете, мы проводили исследование. И оказалось, что люди идентифицируют себя с Православием, даже если не посещают церковь. И тому есть объяснение. Вся духовная жизнь России на протяжении многих поколений базировалась на ценностях Православия, и мне представляется, что и на современном этапе развития нашего общества Православие играет огромную роль. Ведь сейчас нет ни одной системы ценностей, которая могла бы заменить традиционную.
Другое дело, что менталитет современного человека, и русского человека в особенности, деформирован просвещенческим пафосом резко отрицательного отношения к религии.
Но постепенно мы видим возрождение церквей, монастырей, рост интереса к Православию. Но очевидно, что без введения религиозного воспитания нельзя рассчитывать на широкий интерес к Православию. Поэтому только его введение обеспечит всплеск интереса к религии в широких массах.


- Как оцениваете современную молодежь? Насколько удается находить с ней общий язык? Какова роль молодежи в формировании будущего России?

- Я полагаю, что будущее России зависит только от молодежи. Это означает, что необходимо работать с молодежью, необходимо помогать ей встать на ноги, помочь ей сделать правильный выбор.
Особенность современной российской молодежи состоит в том, что она разная. Большая часть политически индифферентна; часть эта очень велика - примерно 60-70% всей современной молодежи. Но, с другой стороны, они пассионарны, они не зашорены, они могут двинуться куда угодно. И в принципе тот, кто овладеет умами молодежи, тот и победит.
Но здесь есть опасность, что идеология, которую предложат молодежи, будет носить экстремистский характер. Поэтому важно, чтобы общество предлагало им определенные ценности, которые помогут интегрировать молодежь в общественное тело, чтобы в России не повторилась ситуация, сложившаяся в современной Франции.
А для этого с молодежью надо работать. Много говорится плохого о советском периоде, но тогда работа с молодежью была поставлена очень хорошо. И прежде всего это касалось мировоззренческой подготовки. Сегодня она, к сожалению, отсутствует. Общество должно стремиться воспитывать в молодежи те качества и прививать ей те ценности, которые обеспечат существование этого общества. Если оно этого не сделает, то другие сделают это.
Так, многие западные фонды и институты в настоящий момент достаточно много времени и средств тратят на разработку программ, ориентированных именно на молодежную аудиторию как, с одной стороны, в наименьшей степени интегрированную в традиционную систему ценностей, а с другой - являющуюся основой будущего воспроизводства этой самой системы ценностей.
Поэтому очень важно разработать политику нейтрализации негативного влияния на молодежную аудиторию. И в свете этого можно только приветствовать создания комитета по делам молодежи при Правительстве РФ.


- Должна ли молодежь идти в политику?

- Молодежь должна идти в политику. Увы, сейчас практически нет новых политических фигур, а ведь именно молодые политики могут привнести в современные социально-политические процессы свежие идеи и инструменты их практического осуществления.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале