Подход к непоротому поколению

Патриаршество Святейшего Патриарха Кирилла совпало со вступлением во взрослую жизнь, выражаясь известными словами Герцена, первого непоротого поколения – молодых людей, родившихся уже после падения советской власти, в начале девяностых годов. Оно, в массе своей, сильно отличается от поколения, чьё детство пришлось на годы горбачёвской перестройки.

         Когда в девяностые годы начиналось церковное возрождение, было много энтузиазма, и почти все студенты, за очень редким исключением, воодушевлённо и уважительно относились к Церкви. Государственный атеизм рухнул, открывались поруганные в годы безвременья храмы, строились новые. Теперь уже можно было ходить в церковь, не боясь прещений со стороны комсомола. Считалось дурным тоном не посещать хотя бы изредка, по большим праздникам, богослужения, не подавать записки, не ставить свечки.

         Люди, обретшие веру, приходили в храм и приводили туда детей. Дети ещё не могли понять смысла и оценить красоту богослужений, но шли, тем не менее, вместе с родителями, поддаваясь их авторитету или угрозам типа: «Не пойдёшь в церковь – Бог тебя накажет!».

         Дети стояли вместе с родителями на службах, приступали к таинствам, слушали проповеди священников, но кто может сказать, входило ли слово Божие в их сердца? Как-то раз, в конце девяностых или начале нулевых годов, одна школьница чистосердечно призналась мне:

– Я исповедуюсь и причащаюсь только для того, чтобы сделать приятное маме. Я знаю, что и как нужно говорить на исповеди, чтобы священник допустил к причастию, но когда вырасту и мама не сможет меня заставлять, ни в какую церковь ходить, конечно, не буду.

         Сейчас ровесники этой школьницы, вчерашние невольники-богомольники, стали студентами. И теперь, буквально в последние два-три года, ситуация по сравнению с девяностыми годами зеркально изменилась: прежнее воодушевление осталось у единиц, а большинство студентов скептически воспринимает современную Церковь. И почти все скептики, кого я об этом спрашивал, объясняли это своё отношение, прежде всего, жёстким православным прессингом, испытанным в детстве. 

Патриарх Кирилл часто общается с молодёжью – вплоть до немыслимых прежде встреч на стадионах. Он, как никто, умеет говорить с людьми любых возрастов и званий. Он уверен, что, несмотря ни на что, молодое поколение – замечательное.

«Дай Бог, чтобы никакие страшные картины из жизни молодёжи, которые сегодня, к сожалению, так поражают наше сознание и возмущают нравственное чувство, не производили впечатления того, что мы потеряли свою молодёжь. Мы её не потеряли, у нас есть замечательная молодёжь», – сказал Святейший Патриарх, обращаясь к студентам и преподавателям Московского государственного университета, клирикам и прихожанам домового храма МГУ после литургии, которую он совершил в день святой Татианы.

Да и сегодняшние студенты, скептически настроенные по отношению к Церкви,  богослужениям и священникам, относятся к Патриарху Кириллу с большим уважением.

Значит, перспективы диалога есть. Будем молиться, чтобы Святейший Патриарх нашёл подход к этому непоротому поколению, вошедшему в лета за два года его Патриаршества.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале