Когда же родился Христос?

Католики, протестанты и ряд Поместных Православных Церквей отпраздновали Рождество Христово 25 декабря. Мы будем отмечать этот светлый праздник завтра. Почему такая разница во времени? Когда же на самом деле родился Иисус Христос? 25 декабря? 7 января? 19 декабря? А может быть, 20 мая или 25 марта?

Отрадно, что теперь уже телеведущие не говорят о «католическом» или «православном» Рождестве, но «сегодня (25 декабря) католики отмечают Рождество Христово», а «для православных христиан Рождество наступит 7 января». Потому что это один и тот же день, только по разным календарям: григорианскому, новому, — по нему живёт весь западный и наш «светский» мир, и юлианскому, более древнему, по которому живет Русская и некоторые другие Поместные Православные Церкви (это то, что в календарях обозначается «по ст. стилю»; разница с новым — 13 дней).

Когда же точно родился Спаситель, и в древности не было известно. В Древней Церкви дням рождения вообще не придавали особого значения: у мучеников праздовались дни их мученического рождения — в вечность (natalitiae), т.е. смерти; поэтому церковный календарный год и в первые века, и впоследствии совершенно не имел дней рождения святых, исключая Спасителя, Богоматерь и Иоанна Крестителя, да и те стали отмечатся сравнительно поздно. Самыми первыми праздниками в честь Господа были Пасха и воскресный день. Потом возник праздник Богоявления (Крещения) (в III в.). И только к концу IV в. в отдельных областях начинает праздноваться Рождество Христово.

Что же касается даты рождения Господа Иисуса Христа, то крупнейший исследователь церковных праздников М. Скабалланович прямо об этом пишет: «Когда праздник Рождества Христова был приурочен к 25 декабря, тогда этот день стали считать днём и самого события. До этого же вопрос о дне рождения Спасителя был спорным»[1]. Святой Климент Александрийский приводит три древних мнения на сей счет: одни приурочивали рождество к 25-му дню египетского месяца пахона (= 20 мая), другие — к 15-му или 11-му дню месяца туби (= 10 или 6 января), третьи — к 28 марта. А надпись на статуе святого Ипполита Римского гласит, что Рождество Христово было 25 марта. В комментарии самого святого Ипполита на книгу пророка Даниила есть такие слова: «Первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря в среду, в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г.»[2]. И только в IV и V вв. стали решительно защищать дату 25 декабря. Так, для святителя Иоанна Златоуста (Беседа на Рождество Христово; относится к первому празднованию его в Антиохии в 386 или 388 г.) правомерность праздника 25 декабря подтверждается, во-первых, хранящимися в Риме документами о переписи при Августе (о которых нам, впрочем, ничего не известно), во-вторых, тем, что зачатие Спасителя, по евангелисту Луке (пишет святитель Иоанн), последовало через шесть месяцев после явления архангела Гавриила свящ. Захарии, что должно было быть в месяце тисри (= сентябре) в день принесения им жертвы очищения; т. е. зачатие было в марте, значит, рождение — в декабре. Надо сказать, не все придерживались этого мнения: св. Епифаний Кипрский отстаивал дату 6 января.

Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января. Почему? А дело в том, что праздник Рождества Христова выделился из Богоявления (Крещения), получившего начало в III в. и широко распространившегося в IV-V вв. Для древних христиан событие крещения было важнее Его фактического рождения — ведь и христиане издревле празднуют свои именины, то есть день крещения и наречения христианским именем, именем святого покровителя, а вовсе не день своего появления на свет. Интересно, что изначально в праздновании Богоявления воспоминались не только события собственно крещения Спасителя и, как мы уже отметили, Его рождения, но и чудо в Кане Галилейской (на Западе), и чудесное насыщение пяти тысяч и даже воскрешение Лазаря, а блаженный Августин в 6 словах на Богоявление говорит только о поклонении волхвов. Для всего же почти православного Востока, как отмечает М. Скабалланович, до конца IV в. Богоявление — праздник в честь... Рождества Христова[3]. Из-за такого слишком уж сложного ряда воспоминаний позднее и выделилось в отдельный праздник Рождество Христово. Правда, как считают разные историки, сказались тут и другие причины: отчасти — прекращение эпохи мученичества, что позволило более ценить земную жизнь и её начало; может быть, хотели противопоставить христианский праздник языческим, в честь декабрьского солнцеворота (знаменитые римские Сатурналии, приходившиеся на 17-23 декабря, за которыми следовал праздник «непобедимого солнца»; кроме того, в Александрии был праздник Кикеллий, были и другие языческие праздники в этот период); есть предположение, что на установление празднования Рождества Христова 25 декабря мог повлиять и иудейский праздник обновления храма в 25-й день месяца тейвейс (= декабрь)[4].

Раньше всех Рождество стала праздновать Римская Церковь. По одному из свидетельств, это произошло при папе Юлии (337-352 гг. правления). Точно можно сказать только, что произошло это 25 декабря и до 354 г. На Востоке праздник Рождества стал прежде всего известен в Каппадокии при святителе Василии Великом (умер в 379 г.), и можно предоположить, что благодаря ему. Его друг, святитель Григорий Богослов (умер ок. 390 г.) ввел празднование Рождества Христова в Константинополе: первый раз он отслужил праздничную службу 25 декабря 379 г., и это было первым актом восстановления Православия в столице после арианских притеснений императора Валента (правил с 364 по 378 гг.). В Антиохии праздник появляется благодаря свт. Иоанну Златоусту (в 386 или 388 г.). Однако еще долго после отделения Рождества Христова от Богоявления ему присваиваются оба имени: так, святитель Григорий Богослов называет Рождество также Богоявлением.

Специальный пост, подготавливающий к празднику Рождества, появляется на Западе в V в. Рождественский или Филиппов пост (по-латински Адвент — подготовление к пришествию (adventus) Спасителя) устанавливается повсеместно в VI-VIII вв.; первое упоминание о нём на Востоке (и именно с 15 ноября по ст. стилю) есть в коптском календаре VIII в.

Материалы: М. Скабалланович. Толковый Типикон (М., 2004) или см.: http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/

Архим. Иоанн (Маслов). Конспект по литургике для 3-го класса/гл. Господские праздники. Рождество Христово  http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4900


[1]Толковый Типикон.  С. 269.  Примеч. 3.

[2] Все цитаты  по Скабаллановичу.  С. 269.

[3] Толковый Типикон.  С. 267.

[4] Там же.  С. 269.  Примеч. 3.

Впервые опубликовано 4 января 2008 года