Встреча со Сретенкой

В каждом городе есть улица неприметная, но больше всех своих соседок сохранившая дух города, настроение лучших своих лет. Сретенка совсем небольшая, всего восемьсот метров. Но на ней друг за другом тянутся церкви, мелкие лавки с антикварным товаром, отделения городских банков с пометой «Мещанское». Переулки, напоминающие о своих прошлых обитателях: Печатников, Уланский, Большой Головин, Костянский...
Когда куда-то спешишь или идешь по делу, то Сретенка остается совершенно незаметной улочкой, правда, с каким-то своим настроением. И говоришь себе: «Надо еще как-нибудь заглянуть». А ведь это одна из самых старых улиц Москвы, которая сохранила название и элементы первоначального своего облика. И чаще всего он проглядывает в куполах и очертаниях церквей.

Сретенский монастырь имеет длинную историю, интересны легенды, рассказывающие о том, как все было на самом деле. Именно Сретенскому монастырю обязана своим именем улица.

В конце XIV века хан Тамерлан со своими ордами приближался к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич готовил войско для того, чтобы дать врагу решительный отпор. Но народная память хорошо сохранила разрушительные набеги монголо-татар. Народный дух нужно было поддержать, и Василий попросил митрополита Киприана привезти из Владимира икону Божьей Матери, главную святыню земли Русской. Две недели в августе 1395 года икону несли на руках из Владимира в Москву. Божию Матерь Владимирскую торжественно встретили у деревянной церкви Марии Египетской, отслужили литургию, и установили икону в Успенском соборе. Буквально в это же время стало известно, что Тамерлан вдруг остановился и повернул свое войско назад. Историк И. Е. Забелин в своей книге «История города Москвы» рассказывает о том, что произошло в тот день, 26 августа: «Тамерлан побежал без оглядки назад в свои степи именно в тот день и в тот час, когда в Москве происходила торжественная встреча чудотворной Владимирской иконы, о чем свидетельствовали некоторые вестники, находившиеся в его стане». А накануне предводитель монголо-татар увидел такой удивительный сон: «В Москве стали потом рассказывать, что в тот день он видел страшный сон - гору высокую, а с горы идут к нему святители со златыми жезлами в руках, претяще ему зело, и тут же внезапно видит он на воздухе жену в багряных ризах со множеством воинства «претяще ему люте». Проснувшись в ужасе, он тотчас повелел всей своей силе немедля возвращаться домой, откуда пришел. С той поры чудотворная икона, поставленная в Успенском соборе в ряд местных икон на десной стороне от св. дверей царских, стала историческим знамением Москвы, как она была таким же святым знамением и старого стольного города Владимира». В 1395 году была заложена церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, а спустя два года там же возник мужской монастырь. Само здание храма много раз перестраивалось, изменялось. В XVIII веке здесь появился памятник древнерусского искусства - резной крест (высота - 7,8, ширина 4,2 метра), сделанный мастером Григорием Шумаевым. В переводе с церковнославянского «сретать» означает «встречать, идти навстречу». Сегодня на том же самом месте встречается уютный дворик, зайдя в который сразу ощущаешь спокойствие и благость, несмотря на то что за воротами автострада, а под ногами много испытавшая земля...

Эклектика для Москвы не новость. Участи смешения всего со всем не избежала и Сретенка. Напротив Сретенского монастыря - кафе «Скромное обаяние буржуазии», а позади - лубянские дома, на которых висят красные щиты с надписью «КГБ». Зато, если идти вперед по улице, встретятся еще две церкви: Успения Богородицы в Печатной слободе, построенная в 1695 году, и храм Троицы в Листах - 1617 года. У каждой из них своя история и облик. Интересно рассматривать иконы - можно встретить не только традиционные лики Богородицы и Христа, но и изображения недавно канонизированной царской семьи. А где-то даже сюжет с присутствием Понтия Пилата в качестве фрески.

И в то же время Сретенка - это современная улица. Здесь на одной дороге могут столкнуться священник, спешащий на службу, и бизнесмен, переходящий из банка в ресторан на обед. Еще в XVII веке эта улица стала чем-то вроде торговой слободы. Здесь начали жить и работать торговцы, ремесленники, печатники, держатели питейных заведений, книжных лавок, комнат. Отсюда и названия переулков, пересекающих Сретенку: Печатников, Пушкарев, Мясной, Колокольников. В XVII веке здесь сформировался Печатный двор, где жили и работали мастера книгопечатания. Молиться ходили они в Успенскую церковь, которую иногда называют «в Печатниках». Есть предположение, что именно здесь случилось венчание старика с молодой девушкой, которое подсказало сюжет для картины «Неравный брак» художнику Пукиреву. В память о печатниках здесь мы найдем несколько книжных магазинов. Сретенское издательство распространяет православную литературу, рядом Дом педкниги, где есть учебники и энциклопедии, а чуть дальше в сторону Сухаревской продаются антикварные издания и словари, некоторым их них больше 150 лет.

А некоторые сретенские переулки были названы в честь домовладельцев. Дьяк Уланов владел домом в Улановском, а на Головином стоял дом Московской полицмейстерской канцелярии, которой руководил капитан Головин.

Самый знаменитый русский репортер времен Ходынского поля и хитровских кабаков Владимир Гиляровский в своей городской летописи «Москва и москвичи» писал о Сретенке немного, но подмечал важные особенности. «Ученики «Ляпинки» (Училища живописи и ваяния) резко делились на богачей и многочисленную голь перекатную. У бедноты не было знакомств, им некуда было пойти, да и не в чем. Излюбленный трактир был у них неподалеку от училища, в одноэтажном домике на углу Уланского переулка и Сретенского бульвара, или еще трактир «Колокола» на Сретенке, где собирались живописцы, работавшие по церквам. Все жили по-товарищески: у кого заведется рублишко, тот и угощает». И сегодня на Сретенке теснятся кафе и рестораны самых разных категорий. Лавчонки, домики, галереи и забегаловки были на этой улице всегда.

Сегодня, гуляя по этой улице, можно уткнуться в золотую вывеску Сретенской гостиницы, а лет сто назад сюда съезжались провинциальные актеры. «Были еще актерские номера на Большой Дмитровке, на Петровке, были номера при Китайских банях, на Неглинном, довольно грязные, а самыми дешевыми были меблирашки «Семеновка» на Сретенском бульваре. В «Семеновку» пускали жильцов с собаками. Сюда главным образом приезжали из провинции комические старухи на великий пост».

Сретенка относится к Центральному округу Москвы, а иначе называется Мещанским районом. Скорее всего, это связано с торговой историей улицы. Ведь еще лет сто назад здесь, у Сухаревской башни, располагался самый большой в городе продуктовый рынок. Сейчас эту особенность эксплуатируют финансовые конторы, коих тоже немало на Сретенке.

Поэт круга «ахматовских сирот» Евгений Рейн писал об этой московской улице совсем уж декадентские строки:

Вы, Печатников, Колокольников,

переулочек Бобров,

как печальные алкоголики,

упадающие от ларьков.

А вот так сидишь себе в какой-нибудь кофейне, и улица кажется такой спокойной и уверенной в себе, прямо как человек. За окном машины, а много-много лет назад люди проезжали здесь на лыжах, а еще раньше эта улица была главной в городе, когда православные совершали паломничество из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, каждый раз проходя по Сретенке.

При подготовке использовались материалы: www.pravoslavie.ru, www.sret.ru; В. Гиляровский. «Москва и москвичи»

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале