Курс основ религиозных культур в школе: мост в будущее или воспитание лицемерия?

Уже в двадцать одном регионе Российской Федерации родители четвероклассников и сами дети выбирают один из шести модулей курса основ религиозной культуры и светской этики. Выпускаются пособия, вызывающие как одобрительные отзывы, так и критику педагогов, родителей, ученых, членов религиозного сообщества. На встрече в ТАСС представители традиционных религий и министерства образования подвели промежуточные итоги апробации этого курса в российских школах.
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин рассказал, что исполнение поручение Президента об апробации курса основ религиозных культур и светской этики обсуждалось на заседании совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ совсем недавно. Было принято решение продолжить разъяснительную работу с участниками апробации, чтобы они яснее представляли себе цели введения этого курса. Особая роль в этой разъяснительной работе отводится традиционным религиям, которые должны разъяснять цели курса своим прихожанам. Конфликта между участниками этого процесса, как отметил священник, нет. Обсуждение вводимого курса становится площадкой для диалога как между религиозными сообществами, так и между ними и светским обществом. При этом проблемой остается недостаточное количество учебно-методических материалов по курсу.

Начальник отдела Департаментаобщего образования Министерства образования и науки РФ Елена Романова подчеркнула, что апробацию курса проводит не отдельное министерство: создан межведомственный координационный совет, куда входят представители различных министерств и религиозных организаций – от мусульман и буддистов до православных.

Елена Романова
Елена Романова

 

Также в работе совета участвуют представители родительской, педагогической и научной общественности. «Мы коллегиально принимаем ключевые решения; также созданы аналогичные советы того или иного уровня во всех субъектах федерации, участвующих в апробации курса. Решения принимаются не кулуарно, как иногда заявляется в прессе», – добавила Елена Романова.

На заседании межведомственного координационного совета 16 марта этого года было создано методическое объединение по курсу основ религиозной культуры и светской этики; оно начнет работать в апреле. «Мы надеемся, что к сентябрю это методическое объединение сможет выпустить свои рекомендации по дополнению методического обеспечения курса», – сказала Елена Романова. При этом она подчеркнула разницу между учебниками и учебными пособиями: пособия могут перерабатываться и дополняться, не входят в перечни учебников, более свободны по форме. В состав методического объединения входят представители религиозных общин, которые собирают региональные наработки, работают с авторами.

Как отметила Елена Романова, на первом этапе апробации курса было трудно вести статистику, какой модуль выбирают в каком регионе: были активные подвижки, родители и дети часто изменяли свое решение. На сегодня все учебники доступны для ознакомления, дети и родители в основном определились в своем выборе. Жителям России, осознающим себя членами Католической Церкви или различных протестантских деноминаций, предлагается для изучения курс основ мировых религиозных культур. Впрочем, как сообщила Елена Романова, чаще всего родители-католики и протестанты выбирают для своих детей основы православной культуры или светской этики.

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий напомнил, что такая образовательная область, как духовно-нравственное воспитание, не может быть ограничена годовым учебным курсом. Воспитание личности должно начинаться с семьи – в этом согласны и члены межведомственного координационного совета, и участники различных межрелигиозных совещаний, и работники Министерства образования. Проводимая апробация высветила важность взаимодействия педагогического сообщества с семьей: дети, приходя из школы домой, приносят проблематику данного предмета в свою семью. Родители приходят на уроки и интересуются этой проблематикой, возможно, восполняя многое упущенное в своей жизни или интересуясь образованием своих детей. Вводные и заключительные уроки курса являются общими для всего класса, независимо от того, какой модуль выбрали родители или дети. На такие уроки чаще всего приходят и родители.

Курс выявил проблематику межрелигиозного взаимодействия и взаимодействия религиозных общин с государством, которая существует в нашем обществе.

Владыка Меркурий отметил важность работы в регионах: «Все, что аккумулируется в Москве, передается в регионы, где уже определяется, как именно здесь будут решаться поставленные проблемы».

Елена Романова согласилась с епископом Меркурием, говоря о важности взаимодействия школы и семьи: «Со стороны родителей в последнее время сложилось неправильное ни с точки зрения нравственности, ни с точки зрения семейного кодекса отношение: в школу отвел, и дальше школа должна сделать все сама». Курс основ религиозной культуры и светской этики построен по новым методикам – так, чтобы дети без участия родителей не могли бы закончить ориентироваться в пройденной в классе теме, то есть чтобы им пришлось общаться с родителями. «Учителя говорят, что применяют эти методики и на уроках по другим предметам», – заметила Елена Романова.

муфтий Альбир Крганов
муфтий Альбир Крганов

Член Общественной палаты РФ отметил, что мусульманское общество в целом положительно приняло проект, дети с удовольствием ходят на уроки основ религиозной культуры. Издан учебник ректора Московского исламского университетаМарата Муртазина, однако он будет дополняться.

 

«На Северном Кавказе эта тема чрезвычайно важна: когда радикалы пытаются привлечь на свою сторону нашу молодежь, нужно, чтобы наши дети знали азы своей религии», – отметил муфтий.

Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган считает основной проблемой в России утрату традиций семейного воспитания. «Нужно, чтобы уже с 4 класса ребенок знал свои корни, чтобы он сумел взять с собой дальше духовное богатство родителей. Наши дети сейчас – мост между вчерашним и завтрашним днем. Рассказать о толерантности и терпимости, о других религиях, о том, что религия не противоречит науке,  можно позже, например в восьмом классе», – считает Коган. Дети, которые изучают основы религии в школе, смогут затем научить им и своих родителей.

Пресс-секретарь главного раввина России Андрей Глоцер отметил, что апробация курса в целом проходит успешно, а отмеченное на первом этапе, когда формировались классы, давление администрации некоторых школ на родителей, чтобы все выбирали один модуль, связано с тем, что школы не могли (или не хотели) предоставить преподавателей для введения всех модулей. «Это не антисемитизм, а административная проблема», – сказал Андрей Глоцер, и эта проблема в основном преодолена.

Андрей Глоцер
Андрей Глоцер

Вопрос о том, не разовьют ли усилия по духовно-нравственному воспитанию вместо ответственности лицемерие в детях, если они будут слышать от учителей о том, как нужно себя вести, но видеть реальную жизнь, епископ Зарайский Меркурий поставил шире – как вопрос о том, что вообще значит быть нравственным. «Нравственный человек может отстоять свои идеалы перед обществом, которое в основном живет не по нравственным законам», – уверен председатель отдела по религиозному образованию и катехизации.

С владыкой Меркурием согласился протоиерей Всеволод Чаплин: «Нравственное воспитание – это не только сообщение определенной информации, это воспитание воли. Если человек воспитан на нравственных принципах, он сможет преодолеть среду, и тогда поколение за поколением изменится общество, воспитанное на советском цинизме. Не надо думать, что человек чистый в безнравственной среде будет беспомощным, и что ему лучше было бы быть грязным». В этом священник видит залог выживания России.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале