Слава России. Исторический календарь профессора Григория Любимова – 1 апреля

1809 г. – родился великий русский писатель Н.В. Гоголь (умер 4 марта 1852 г.).

          Николай Васильевич Гоголь родился на Украине в селе Сорочинцы вблизи Полтавы в православной, благочестивой и патриархальной семье небогатого помещика. С детских лет он был склонен к религиозности. В 1821-28 гг. обучался в Нежинской гимназии высших наук. Эта гимназия была образована в соответствии с политикой Императора Александра I, направленной на борьбу с европейским вольнодумством. Обучение в гимназии включало широкую программу религиозного воспитания.

Мечтая о благородном труде на благо Отечества, Н.В. Гоголь в 1828 г. приехал в Петербург. Там он пробовал свои силы в качестве чиновника, актера, художника, давал уроки и параллельно начал заниматься литературной деятельностью.

Важную роль в формировании личности писателя сыграла его встреча в 1831 г. с А.С. Пушкиным. «Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не представлял его перед собою. Что скажет он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое, вот что только меня занимало и одушевляло мои силы», – писал Гоголь.

Первую известность принесли Н.В. Гоголю циклы повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 г.) и «Миргород» (1835 г.). В 1836 г. был напечатан и поставлен на сцене «Ревизор» – вершина творчества Гоголя-драматурга. «Со времени выхода в свет «Миргорода» и «Ревизора» русская литература приняла совершенно новое направление. Можно сказать без преувеличения, что Гоголь сделал в русской романтической прозе такой же переворот, как Пушкин в поэзии» (В.Г. Белинский).

В 1834 г. Гоголь стал одним из первых сотрудников министерства народного просвещения, возглавлявшегося графом С.С. Уваровым, который в качестве основы просвещения народа выдвинул лозунг «Православие, Самодержавие, Народность». Деятельность министерства была направлена на возрождение и развитие традиционных для России духовных и моральных принципов. Н.В. Гоголь и многие известные русские ученые и писатели (П.А.Плетнев, В.А.Жуковский, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, Аксаковы и др.) поддерживали деятельность С.С. Уварова и считали ее крайне полезной для России. Свое понимание Народности Гоголь выразил словами: «Хорошо взлелеенные в сердце семена Христовы дали все лучшее, что есть в русском характере... Для того, чтобы сделаться русским, … к источнику всего русского, к Нему Самому следует за этим обратиться».

            1836-48 гг. Гоголь жил в Италии, где работал над «Мертвыми душами», первый том которых вышел в 1842 г.

            Интересно, что сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ» подсказал Гоголю Пушкин. «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта» (письмо Гоголя Пушкину от 7.10.1835 г.). Пушкин дал сюжет и всего через семь месяцев, 24 мая 1836 г., на сцене Александринского театра в Петербурге состоялась премьера «Ревизора».

            О «Мертвых душах» Гоголь писал В.А. Жуковскому 6 апреля 1837 г.: «Заниматься каким-нибудь журнальным мелочным вздором не могу, хотя бы умирал с голода. Я должен продолжать начатый мною большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с тех пор (со смерти Пушкина) в священное завещание».

В 1845 г. Н.В. Гоголь пережил тяжелый творческий и душевный кризис. Он был не удовлетворен своей работой над вторым томом «Мертвых душ». Крайне обострились религиозные чувства, он был близок к тому, чтобы уйти в монастырь. Глубокие размышления о Боге, смысле жизни, о горячо им любимой России и ее будущем привели к тому, что он начал работать в новом для себя направлении духовно-просветительской и религиозной литературы, которому были отданы последние годы его жизни. Центральным произведением этого периода жизни писателя стала книга «Выбранные места из переписки с друзьями», увидевшая свет в 1847 г. В этой книге Гоголь во всеуслышание высказал свои взгляды на веру, Церковь, царскую власть, Россию, на значение и роль писательского труда.

                Основное содержание книги «Выбранные места из переписки с друзьями» составляют размышления писателя о России и ее духовной будущности. Мессианская роль России, по Гоголю, должна опираться не на внешние благоустройства, международный авторитет страны или ее военную мощь (хотя и они очень важны), а на духовные устои национального характера. Источником всех язв русской души (которые Гоголь так хорошо видел) является отдаленность большей части общества от Церкви: «Владеем сокровищем, которому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его». Выражая свое отношение к Отечеству, Гоголь пишет: «...Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, – нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином, во всем смысле этого слова».

                «Выбранные места из переписки с друзьями» вызвали бурные дискуссии в русской печати и обществе. И это было связано не только с содержанием книги, но и личностью автора. А.О. Россет писал Гоголю в связи с этим: «Вы первый светский писатель выступили с решительным религиозным направлением и должны были тем сильнее поразить всех, что Ваше прошлое не позволяло предполагать такого направления... Вы пренебрегли... и тем, что у нас привыкли видеть человека, говорящего о Христе, в рясе, а не во фраке, и выступили прямо учителем...»

                Решительно осудили это произведение Гоголя революционные демократы. Их позиция наиболее ярко выражена в письме В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю, в котором писатель был обвинен в лицемерии, корысти, в том, что он поет «гимны властям предержащим» и т. д.

Но главное, что поразило Гоголя в этом письме, было высказывание Белинского относительно того, что русский народ не религиозен, а глубоко атеистичен. Отвечая Белинскому, Гоголь писал: «Что мне сказать вам на резкое замечание, будто русский мужик не склонен к религии и что, говоря о Боге, он чешет у себя другой рукой пониже спины, замечание, которое вы с такой самоуверенностью произносите, как будто век общались с русским мужиком? Что тут говорить, когда так красноречиво говорят тысячи церквей и монастырей, покрывающих Русскую землю. Они строятся не дарами богатых, но бедными лептами неимущих, тем самым народом, о котором вы говорите, что он с неуваженьем отзывается о Боге…».

В 1848 г. Н.В. Гоголь возвратился в Россию. Здесь он продолжил работу над вторым томом «Мертвых душ». Однако его здоровье и душевное состояние ухудшились, и 4 марта 1852 г. он умер.

            За несколько дней до смерти Гоголь сжег часть своих рукописей и среди них рукопись второго тома «Мертвых душ».

            6 марта Москва хоронила любимого писателя:

            «Вся Москва была на этом печальном празднике. «Кого хоронят? – спросил прохожий, встретивший погребальное шествие, – Неужели это все родные покойника?» – «Хоронят Гоголя, – ответил один из молодых студентов, шедших за гробом, – и все мы его кровные родные, да еще с нами вся Россия» (из воспоминаний А.А. Харитонова).

            Некролог, написанный И.С. Тургеневым, начинался словами: «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти слова? Он умер… Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам все еще не хочется ей верить… Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право – горькое право, данное нам смертью, – назвать великим; человек, который своим именем означит эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордились, как одною из слав наших!»

            Н.В. Гоголь принадлежит к числу крупнейших русских писателей, внесших своими произведениями бесценный вклад в историю отечественной и мировой культуры. Он создал множество художественных образов, ставших нарицательными не только в России, но, благодаря своей силе и выразительности, получивших признание во всем мире.

            «С Гоголем водворился на России совершенно новый язык; он нам безгранично нравился своей простотой, силой, меткостью, поразительною бойкостью и близостью к натуре. Все гоголевские обороты, выражения быстро вошли во всеобщее употребление… Вся молодежь пошла говорить гоголевским языком» (В.В. Стасов).

            Сам Гоголь высоко ценил русский язык: «… Необыкновенный язык наш… В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно… восходить до высоты, недоступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанию непонятливейшего человека, – язык, который сам по себе уже поэт».

            Н.В. Гоголь был истинным гражданином и патриотом своей Родины в самом высоком смысле этих слов. Во всех его произведениях мы ощущаем чувство страстной и нежной любви писателя к России, ощущение кровной связи с Родиной, веру в ее могучие творческие силы, в чудную, сверкающую ее судьбу, в неограниченные возможности русского народа. Нельзя без трепета читать гоголевские слова, обращенные к будущему России: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что и не любит шутить, а ровным гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором и долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась! И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

            Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади…

            Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и косясь останавливаются и дают ей дорогу другие народы и государства».

            В 1909 г. в связи со столетием со дня рождения Н.В. Гоголя в Москве на Гоголевском бульваре был установлен памятник писателю работы скульптора Н.А. Адреева. В 1951 г. он был заменен на новый. Сегодня удивительный по своей выразительности памятник Гоголю работы Н.А. Андреева можно увидеть во дворе дома №7-7а на Никитском бульваре (в этом доме Гоголь скончался).

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале