Без чего нет христианства

Образы отрицательных персонажей обычно получаются более выпуклыми и убедительными; свойства греха легче разъяснять, чем свойства добродетели, потому что в этой сфере у каждого есть свойственный опыт; но нельзя вовсе отказаться от попытки перечислить то главное положительное, что делает христианство христианством.

 

Такому перечислению и разъяснению посвятил протоиерей Максим Козлов очередную встречу в общедоступном православном молодежном лектории в Центральном доме журналиста.

Первое и главное, если совсем высоко начать, – а начинать нужно именно высоко: христианства нет без Христа. Это блистательно сформулировано приложении к «Трем разговорам» Владимира Соловьева – «Краткой повести об Антихристе». Православный Патриарх в ответ на предложение Антихриста дать каждой конфессии самое дорогое для нее – музей обрядов и истории для православных, институт изучения Библии для протестантов – отвечает, что нужен христианам в первую очередь Христос. «Ничто другое не должно подменить Христа или встать на Его место, это критерий духовного здоровья человека, - сказал протоиерей Максим Козлов. – И отношения с Ним должны быть – или мы по крайней мере должны стремиться к этому – центром духовной жизни христианина». Нужно избегать очевидных подмен – это может быть интеллектуальная «игра в бисер», или успокоенность и комфорт священного быта, любовь к Уставу и богослужению, – все это само по себе может быть неплохим, но не должно заменять Христа.

«Но нельзя здесь и поставить точку, – подчеркивает настоятель университетского храма. – Нельзя сказать: христианство – это только я и мой Бог. Человек спасается один сам по себе, не как монада – он спасается в Церкви и через Церковь, как установил Господь».

Христианства нет без Священного Писания как без Божественного Откровения. Этим оно отличается от естественных религий, которые черпают богопознание из закономерностей окружающего мира, из остатков боговедения, унаследованных от Адама всеми народами, или из порывов философствующего разума (как у древних греков).

При этом Священное Писание – не просто набор книг. Встреча в Центральном доме журналистов проходила вечером, на который была перенесена служба «Мариино стояние», – и естественно многие примеры приводились из жития преподобной Марии Египетской, только что прочитанного в храмах. Первый такой пример – знание псалмов, которое Мария Египетская получила от Бога, так что не просто цитировала, а разговаривала словами пророка Давида. На вопрос старца Зосимы, читала ли она только Псалтирь или и другие Священные книги, она ответила, что не знает грамоты, а Священного Писания не только не читала, но и в церкви тоже не слушала. «Господь взыскующим его с подвигом дает ведение Его истины. Подлинный подвижник, взыскующий Бога, обретает в душе то же Откровение, которое Бог давал Церкви как Священное Писание», – разъясняет протоиерей Максим Козлов. Поэтому послушнику дается правило – и правило это не просто дисциплинарное: слушай старца, как Христа, — через него тебе будет говорить Бог, как через подлинного подвижника.

Подтверждающий этот тезис эпизод есть в житии преподобного Силуана Афонского: однажды он встречался с немецким профессором-протестантом. Они беседовали о том, что читают монахи. И профессор сказал, что у них только доктора теологии читают такие книги, какие были в келье преподобного. «Так вы читаете их, чтобы писать диссертации, а мы – чтобы жить по этим книгам», – ответил монах. Он же сказал профессору, что Библия – не в книге только: это есть слово Духа Святого, живущего в Церкви. «Если бы почему-либо Господь попустил так, чтобы все экземпляры Священного Писания были уничтожены врагами уничтожены, то на следующий день Дух Святой снова дал бы Церкви Священное Писание». Итак, Священное Писание есть Божественное Откровение, неотъемлемо пребывающее в Церкви силой Духа Святого, и без него нет христианства.

 

Христианства нет без Священного Предания. Сам не всегда следовавший этому критерию протоиерей Сергий Булгаков писал, что для православного христианина нет другого критерия проверки истинности своего суждения, как поставить его перед Церковным Преданием. Об этом же во время споров с латинствующими говорил святитель Фотий Константинопольский: «В вопросах веры даже самое малое отклонение уже является смертным грехом. Знай же, что даже одно малое нарушение Предания позволяет небрежение ко всем догмам». Христианство перестанет быть само собой, если человек решит, что он умнее святых отцов, что слово «еретик» стало обидным и недопустимым в наш толерантный век, что сегодня нельзя настаивать на единственной истинности Православия.

Нет христианства и без Церкви. Священноисповедник Иларион (Троицкий) писал о том, что без Церкви нет спасения, - еще до войны 1914 года, а подтвердил эти слова исповедничеством в Соловецком лагере. «Нет христианства как системы моральных правил, нет интерконфессионального христианства, нет разных ветвей на христианском древе», – подчеркнул протоиерей Максим Козлов.

Нет Церкви, а значит и христианства,  без законной иерархии – и потому так велик грех раскола. Мы можем рассуждать о трагедии того, что откололись армяне, копты, эфиопы и т.д., что в истории этих расколов было больше человеческих причин, чем богословских; мы можем рассуждать о сложности ситуации XVII века в России, и о практических ошибках Патриарха Никона и его сотрудников. Но при всех рассуждениях остается: с одной стороны – раскол, а с другой – Христова Церковь. «Никакие дорогие нам в отношении истории и священного быта аспекты не могут перевесить значимости Церкви как Тела Христова», – предостерегает лектор.

Нет Церкви, а значит христианства, без таинств. «Критерий духовного здоровья общества и человека – насколько важны и значимы таинства», – считает настоятель храма при Московском университете. При этом залог благополучия – не в частоте повторения таинств. Критерием благополучия духовной жизни не является частота прибегания к исповеди – Мария Египетская пережила это как Таинство только единожды перед уходом в пустыню и единожды перед причастием в конце жизни, но вся жизнь ее была покаянием. А если бы она поселилась в деревенском домике неподалеку от Иордана, ходила бы каждое воскресенье в храм, нашла бы себе мужа, который не посмотрел бы на ее неблагочестивое прошлое, родила бы детей, – было бы это таким же покаянием? – рассуждает протоиерей Максим Козлов: «Ее всего дважды сакраментально принесенное покаяние было засвидетельствовано жизнью, а чем засвидетельствованы наши дважды-трижды в месяц подходы ко кресту и Евангелию?» То же относится и к Евхаристии, которая есть центр духовной жизни христианина. Вспомним Марию Египетскую, которая смогла прожить столько лет в чаянии грядущего причащения. Это подвиг, который невозможно советовать повторить. Но он указывает, что механическое увеличение частоты причащения не ведет автоматически к процветанию благочестия. Не прекратилась на Западе секуляризация после Второго Ватиканского собора, хотя католики и стали причащаться на каждой службе? « Дело не в частоте, а в качестве того, что человек приносит и что сопрягает с причастием как свой подвиг», – подчеркнул протоиерей Максим Козлов.

Христианства нет без аскезы, и трагически ошибались уже предшественники обновленцев ХХ века, которые ставили принцип аскетизма под сомнение.

Христианства нет без покаяния – при этом важен тот путь, который человек прошел от своего начального состояния к итоговому. Если он просто хорош от природы, родился в благочестивой семье, с детства воспитан в благочестии, живет как живется, не совершая тяжких грехов – нет на небесах того ликования о кающемся грешнике, которое было, например, о подвиге преподобной Марии Египетской. Пример покаяния как отказа от налаженного благочестивого быта являет преподобный Алексий Человек Божий. Его родители были церковными христианами, они не понуждали его к отказу от веры, невесту ему сосватали также православную – но он оставил все это, причинив боль и себе и близким, безумно с точки зрения мира став нищим в Эдессе. Потом также бессмысленно с точки зрения обыденной логики он жил как нищий под лестницей в родительском доме, зная, что отец и мать поминают его как усопшего, видя горе своей жены. Но он – святой Божий. И при этом нигде не сказано, что он перестал воспринимать жену как жену – он дал ей перстень и пояс как залог будущей встречи, «и надо думать, они в итоге встретились», – говорит протоиерей Максим Козлов. «Путь ко спасению – это не пребывание в колее благочестивого существования, когда ты едешь как по рельсам, а тот труд, который ты можешь Богу принести», – подчеркнул лектор.

История жены преподобного Алексия Человека Божия всегда задевает слушателей. Но, может статься, и для нее это неудачное с внешней точки зрения замужество стало путем подвига ради Христа. Протоиерей Максим Козлов привел пример из современности: хорошую, красивую, легкую характером девушку за день до свадьбы оставил православный жених. Хороший брак, благословленный с двух сторон духовниками, уже готовы фата и пирог, а жених утек – просто исчез из сюжета. У девушки от потрясения началась горячка, затем открылась легочная болезнь, но она выздоровела - и теперь игуменья одного из лучших московских монастырей. Напомнив себе, что монашеское состояние несомненно выше мирского, скажем ли мы, что плохо было для нее оказаться оставленной женихом?

Христианства нет без почитания Божией Матери и святых. Страшная редукция христианства при многом хорошем, что протестантизм сделал, разбудив католическую церковь от убаюкавшего ее обрядоверия, – отказ от молитвенной помощи Божией Матери и святых. Протоиерей Максим Козлов предлагает проверять себя мерой потребности нашей души в обращении к ним. Если мы воспринимаем их как друзей Божиих – то будем вспоминать о них не только, когда зубы болят, квартирный вопрос не решается или жених не находится – о священномученике Антипе, мученике Трифоне, Феодоровской иконе Божией Матери. Иногда встретишь целые списки святых – кому в какой практической нужде молиться. «Не только в этом земном, даже важном, нужно переживать святых как друзей Божиих». Можно, испытывая ли затруднения или просто имея некие задачи, выбирать тех святых, которые в том же подвизались при жизни, и им молиться, зная, что они в том же опытны и они тебе помогут.

* * *

В Доме журналиста на лекцию в этот понедельник собралось меньше слушателей, чем обычно. Выбрали ли остальные Мариино стояние или (ведь по замыслу лекторий обращен к еще не воцерковленной, а только ищущей путь в Церковь молодежи) прогулку в один из первых погожих вечеров – неизвестно, но лектор выразил надежду, что при следующем совпадении подобной встречи с важным богослужением людей в зале будет еще меньше.

* * *

Лекторий, организованный совместно Школой молодежного служения при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодежи Свято-Даниловского монастыря и домовым храмом св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, работает уже четвертый год (ранее встречи проходили в Политехническом музее). Основная аудитория  - воцерковляющиеся московские студенты, молодые прихожане храмов, все те, кто еще не стал прихожанином, но уже ищет ответы на вопросы о вере, Церкви и христианской жизни. В новом сезоне уже состоялись встречи с председателем Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, профессором МГИМО Андреем Зубовым, актером и музыкантом Петром Мамоновым. Во втором семестре перед слушателями выступил митрополит Волоколамский Иларион. Постоянно читается курс по Священному Писанию.

31 марта в рамках лектория состоялся творческий вечер-встреча с Константином Кинчевым, лидером группы "Алиса".

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале