Слава России. Исторический календарь профессора Г.А. Любимова - 15 апреля

1765 г. – скончался великий русский ученый, общественный деятель и поэт М.В.Ломоносов (родился 19 ноября 1711 г.)

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне Денисовка (ныне - Ломоносово) вблизи города Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина, который имел участок земли и занимался промыслом рыбы в Белом море.

Сведения о детстве М.В.Ломоносова скудны. Известно, что его мать умерла, когда сыну было несколько лет от роду. Мачеха не любила пасынка, и он рос в суровой обстановке. С десяти лет Михаил помогал отцу в его тяжелой и опасной работе. Суровая северная природа, дальние плавания, преодоление трудностей воспитали в мальчике стойкость характера, волю и смелость.

Ломоносов рано начал читать, был чтецом в приходской церкви. С помощью соседа крестьянина Шубина (отца будущего выдающегося русского скульптора Ф.И. Шубина) Ломоносов овладел грамматикой Смотрицкого и арифметикой Магницкого – этой основой русского образования того времени. Эти книги зародили в нем жажду знаний. Желанию Ломоносова учиться противился отец, который хотел его женить и приспособить к своему делу. Конфликт между сыном и отцом кончился тем, что в 1731 г. Ломоносов тайно от отца ушел вместе с обозом рыбы в Москву.

В Москве М.В. Ломоносов был принят в училище при Заиконоспасском монастыре. Много горя и лишений пришлось пережить ему в это время: бедность, насмешки товарищей, среди которых он был переростком, гнев и укоры отца. Но жажда научного знания, всецело завладевшая им, заставила забыть о всех лишениях и всего себя посвятить постижению наук. Талантливый ученик был замечен и в 1736 г. в числе двенадцати «отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели… и Отечеству пользу учинить могли», был направлен для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. В том же году Академия направила Ломоносова в Германию для изучения химии, горного дела, а также «естественной истории, физики, геометрии и тригонометрии, механики, гидравлики и гидротехники».

В Германии Ломоносов получил обширное и основательное образование. Несмотря на скудное содержание от Академии и как следствие, постоянную нужду и необходимость зарабатывать деньги на жизнь, он уже в 1739 г. направил в Академию две диссертации по физике и химии. В 1741 г. Ломоносов возвратился в Петербург в Академию наук, а в 1745 г. он стал профессором химии и первым русским академиком в Петербургской Академии наук.

Ломоносов отличался необычайной широтой научных интересов. Его открытия и достижения намного опережали русскую и мировую науку того времени. Впечатляет уже один краткий перечень его достижений в различных областях науки и культуры:

- В области естественных наук им открыт общий закон сохранения энергии; сформулирован принцип сохранения материи и движения; по существу создана новая наука – физическая химия; получены основополагающие результаты в области исследования атмосферного электричества, теории распространения тепла, теории цвета. Им разработан целый ряд приборов для физических и химических исследований.

- В области наук о земле и вселенной он открыл наличие атмосферы у Венеры; предсказал существование материка в районе южного полюса Земли; описал строение Земли; объяснил происхождение многих полезных ископаемых; дал классификацию морских льдов.

- В области прикладных наук им написано руководство по металлургии; разработаны новые навигационные приборы; обоснована важность для экономики России исследования Северного морского пути и Сибири.

- В области гуманитарных наук Ломоносову принадлежит заслуга усовершенствования русского языка, в частности, разработка и публикация научной грамматики русского языка и первой риторики на русском языке; разработка новых стихотворных форм; создание русской оды высокого гражданского и общественного звучания; систематизация представлений и фактов, связанных с древней историей нашего государства.

Его всегда преследовали «мысли, простирающиеся к приращению общественной пользы». При этом не было границ его интересам. Например, в 1761 г. он пишет трактат «О сохранении и размножении российского народа», где предлагает ряд законодательных и общественных мероприятий, направленных на увеличение народонаселения России путем повышения рождаемости и сохранения родившихся.

Будучи выходцем из народа и страстным патриотом своего Отечества, Ломоносов, поднявшись благодаря своим трудам к вершине общественной лестницы, приложил много энергии и сил к созданию благоприятных условий для развития русской культуры и науки. Вся его жизнь – это непрерывная, жестокая, часто переходившая границы приличия, борьба с «неприятелями наук российских, которые не дают возрасти свободно насаждению Петра Великого». Став в 1757 г. членом Академической канцелярии управлявшей делами Академии наук он, преодолевая сопротивление академиков-иностранцев, добивался пополнения Академии русскими учеными.

Страстным призывом к русской молодежи звучат слова М.В.Ломоносова:

 

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Ньютонов

Российская земля рождать

 

Чтобы взращивать новых Платонов и Ньютонов необходима система народного образования. Так как существовавшие при Петербургской Академии наук гимназия и университет в силу ряда причин не стали центрами российского образования, то Ломоносов принимал деятельное участие в реализации своей идеи – учредить в Москве первый российский университет. Он убедил приближенного Императрицы Елизаветы Петровны графа И.И. Шувалова в необходимости создания университета, и тот, пользуясь своим влиянием при Дворе, добился того, что Указ об образовании Московского университета был подписан. Московский университет по существу является детищем Ломоносова и по праву носит его имя.

М.В.Ломоносов возродил в России искусство мозаики, разработав новую технологию изготовления мозаичных материалов. Интересно, что он лично принимал участие в изготовлении мозаики «Полтавский бой». Эта мозаика сохранилась до наших дней, и ее можно увидеть в здании Академии наук в Петербурге на набережной Невы.

М.В.Ломоносов – один из самых выдающихся светил мировой науки. Он был первым русским ученым, ставшим известным на Западе. Его труды прославили нашу страну и русскую науку, а его жизнь – пример служения Отечеству.

«Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества… Часто встречающееся сопоставление Ломоносова и Леонардо да Винчи и Гете правильно и оправдывается не механическим многообразием видов культурной работы, а глубоким слиянием в одной личности художественно-исторических и научных интересов и задатков» (С.И.Вавилов, Президент Академии Наук СССР ).

«Деятельность Ломоносова – целая эпоха в истории отечественной и мировой науки» (В.В.Келдыш, Президент Академии Наук СССР ).

Великий русский ученый-патриот скончался 15 апреля 1765 г. и похоронен в Некрополе Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале