Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя[1]

Не удивительно ли: в наше время в Церкви может развиться новая традиция? Не правда ли, как-то неосознанно и привычно, в самой глубине, на дне ассоциаций церковная традиция для нас - вещь если не древняя, то старая и незыблемая до неподвижности. Все службы составлены, каноны написаны, обычаи установлены. Разве что иконы новые напишут или акафисты насочиняют.

фото с сайта http://www.anrb.ruИ поэтому соборное чтение прихожанами Псалтири, преимущественно постом, - явление практически новое; не раньше XVIII, а то и XIX в., как и домашнее правило, утреннее и вечернее, появившееся приблизительно в это же время: до того наши предки читали поутру полунощницу, а на сон грядущим - повечерие, по Часослову (что отражено, например, в Домострое). Вполне возможно, - а поскольку Типикон такой традиции не знает, то судить об этом мы можем только по устному преданию - что соборное чтение Псалтири с поминовением о здравии и об упокоении широко распространилось уже в XX в., в 20-30-е гг., когда священников, по понятным причинам, было очень мало, и регулярное общение даже с этими немногими быо крайне затруднено. Совместное чтение Псалтири стало одной из форм объединения людей как прихода, молитвенной поддержки друг друга. Каждый человек читает по кафизме в день (по обычаю делятся на группы по 20 человек - так за день вычитывается вся Псалтирь) и в конце кафизмы, перед заключительной молитвой поминает ныне здравствующих и уже преставившихся близких, своих и совместно читающих с ними прихожан. Так происходит и теперь: чтение начинается в первый день поста и заканчивается под Страстную седмицу; в начале и в конце священник читает для всех специальные молитвы. Таким образом за Великий пост 1-2 раза прочитывается вся Псалтирь.

Однако, если такое внебогослужебное чтение Псалтири - явление сравнительно новое и вызванное реалиями нашего (XIX-XX вв.) времени, когда подавляющее большинство людей не может посещать все службы суточного круга, а потому не слышит и не знает Псалтири (по Уставу в непостное время она вычитывается полностью (150 псалмов, т. е. 20 кафизм) за неделю; Великим постом - дважды за неделю, и это не считая «постоянных» псалмов, присутствующих в структуре служб неизменно), то в принципе чтение и пение Псалтири Церковью - краеугольный камень ее богослужения. Да, собственно, это и есть само богослужение. Все монашеские службы древней Палестины и Египта состояли из чтения (по-ц.слав. «стихословия») и пения псалмов. Многие подвижники и затворники в своих кельях вычитывали за сутки всю Псалтирь, что и было их суточным кругом. Если посмотреть описание последования воскресной утрени у старца Нила Синайского (V в.) (есть у Софрония Иерусалимского и Иоанна Мосха), то можно видеть, что в течение всенощной Псалтирь прочитывалась полностью; т. е. служба представляла собой чтение Псалтири с небольшими вставками.

Говоря об истории богослужения, надо иметь в виду, что изначально в нем было две существенно отличавшиеся друг от друга струи: монашеская и приходская (по нынешнему состоянию устава никакого различия между тем и другим богослужением нет; с практической точки зрения различие состоит только в том, что в монастырях устав исполняется более подробно). Богослужение приходское, мирское носило иной, чем монашеское, характер: в нем было мало чтения и больше песнопений; причем пели, как правило, тексты не Псалтири или Св. Писания, а специально составленные песнопения. Видимо, они и послужили основой будущих тропарей, кондаков, канонов, стихир и других ныне известных церковных жанров. Но как бы мало ни было чтение Псалтири в приходской практике, ею пронизано и пропитано все богослужение, все наши молитвы и правила. Предначинательный псалом, «Блажен муж», прокимны и входные стихи, стихиры и антифоны - это все строки псалмов. Есть, между прочим, традиция внебогослужебного чтения Псалтири - очень древняя и безусловно освященная Церковью - по усопшему. Псалтирь по усопшему читается над телом умершего непрерывно до момента его погребения, за исключением того времени, когда служится при гробе панихида или лития, и после погребения в течение 40 дней, в его память. Есть даже специальные издания Псалтири для чтения по успошему, где изложен порядок чтения и сочетания кафизм с особым каноном и другими молитвами. О смысле и пользе его хорошо говорит свт. Афанасий (Сахаров): «Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности... Во многих православных обителях совершается так называемое "неусыпное" деннонощное чтение о живых и усопших. При таком чтении Псалтири, кроме обычных тропарей и молитв по каждой кафизме, присоединяется еще на каждой славе особая молитва, за которой поминаются имена усопших... Чтение Псалтири в память усопших несомненно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и память о них их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело. Поэтому заслуживает всякого поощрения существующий во многих местах обычай просить священнослужителей, в монастыре, или лиц, специально этим занимающихся,- почитать Псалтирь в память усопших, причем эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых. Но гораздо превосходнее чтение Псалтири самими поминающими. Тогда получается многосугубая польза. Для поминаемых это будет еще более утешительно, ибо свидетельствует о большей степени любви и усердия к ним их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет не только как жертва за поминаемых, но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. И, наконец, сами читающие Псалтирь получат от слова Божия и великое утешение и великое назидание...»[2] Последние слова, как нам кажется, можно смело отнести к любому чтению Псалтири, «яко псалмы молят о грядущих, воздыхают о настоящих, каются о минувших, радуются о благих делах, радость Небесного Царствия вспоминают» (блж. Августин).

Материалы: иером. Михаил (Тахи-Заде). Конспекты лекций по литургике - http://www.liturgica.ru/bibliot/tahi_zd.html

Свт. Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной Церкви - http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=479хороший перевод псалмов: П. Юнгеров. Псалтирь в переводе П. Юнгерова (по изд-ию 1915 г.). - http://www.poetica.ru/append.php?ap=143


[1] Пс. 119:1.

[2] «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». Гл. IV - http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=483; «деннонощное» «неусыпное» чтение Псалтири, о котором говорит владыка, сейчас в монастырях обычно называется «Неусыпающей Псалтирью».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале