rss

    Вопросы настоятелю / Сожительство без брака

    Существуют ли общие церковные установления о проживающих в гражданском браке?

    Существуют ли какие-либо общие установления Церкви о лицах, пребывающих в незаконном сожительстве, «гражданском браке»? Я понимаю, что безусловных указаний по этому поводу, скорее всего, нет, но возможно существуют какие-либо рекомендации. Где-то вычитал, что в древней Церкви людей, сблизившихся до брака, разлучали. Но, как я понял, сейчас это правило – скорее, факт истории, нежели руководство к действию.
    Я вступил в незаконное сожительство с женщиной, мы стали жить под одной крышей. Скоро я понял, что совершенно не люблю ее, хотя, в общем, человек она хороший, и женщина красивая. Думаю, что если бы я не стремился в то время к близости как можно скорее, а повстречался более или менее длительное время, наши отношения вряд ли бы развились. Мы разные люди. В то время я рассчитывал по своей самонадеянности на редкие встречи (с «близкой» составляющей), а все быстро вылилось в совместное проживание. А теперь мы и расстаться не можем, так как оба мы приезжие в Москве, и в случае расставания ей придется уехать в «немосковскую» область. Не могу при этом сказать, что она относится ко мне утилитарно, т.е. как к возможности иметь место проживания - отнюдь!
    Но и незаконное сожительство не следует продолжать, и какой это ужасный грех, я очень хорошо теперь понимаю. К Причастию приступать нельзя.
    Значит, надо жениться. В этой семье я смогу проявлять ровные отношения, не безразличные, но именно ровные: дружба, взаимопомощь. Горячо надеюсь, что Господь поможет мне, и убережет от измен. Но постоянной страстной любви, любовного горения, которого от меня ждут, я показывать не смогу: пробовал я такую симуляцию, это обман, он выматывает ужасно, и ведет к срывам, как бы я не крепился. А молиться о даровании любви к этой женщине совершенно не получается. Зато о даровании ей хорошего жениха (вместо меня) очень хорошо получается молиться, жаркая выходит молитва! Только, думаю, что не следует мне таким образом молиться, потому так и не молюсь…
    Обязан ли я жениться? Ведь еще сто лет назад никто и не задумывался, что браку должна сопутствовать любовь в нынешнем понимании: женили-то обычно родители, и женили «по расчету». И К.С.Льюис написал статью «У нас нет права на счастье», хотя, конечно, это и не святоотеческое творение.
    А с другой стороны, опасаюсь, что такой своей женитьбой я взвалю на себя непосильный крест. Может быть, Вы посоветуете какую-либо книгу или публикацию в интернете, посвященную проблемам незаконного сожительства?

    Простите, батюшка, если сумбурно написал. Это своего рода жест отчаяния, хоть и не должно христианину говорить и думать о своем отчаянии. Понимаю, что по такому вопросу трудно, невозможно, наверное, дать заочный ответ. Попытался полно описать ситуацию, но, думаю, что какие-то важные детали все равно пропали. Ищу ответы, как мне правильно поступить, а ответов все нет, хотя стараюсь молиться о благоустроении семейного жития, стараюсь чаще исповедаться, езжу к мощам, благо Москва богата святынями. Терпеть, наверное, надо, уповать на милость Божию…
    Дмитрий
    инженер
    Москва
    27 октября 2009г.

    Уважаемый Димитрий, в Вашем большом и искреннем письме Вы верно заметили, что само по себе чувство влюбленности, предварительного эмоционального прилепления к будущему спутнику жизни на протяжении большей части христианской истории не являлось условием для брака и не считалось надежным фундаментом для него. Наверное, мы сейчас, живя в светском секулярном обществе и в значительной мере находясь под воздействием, иной раз и бессознательно, нехристианских мировоззренческих систем, скорее, воспринимаем подобный брак – не построенный на предваряющей его влюбленности – как нечто не вполне правильное и полноценное. Но так ли это? Не являются ли чувства мировоззренческого единства, теплой, ровной внутренней симпатии, расположения к человеку, понимания того, что, может быть, и без пылких страстей, но рука об руку сможем пройти вместе по жизни, достаточным и вполне серьезным основанием для того, чтобы задуматься о создании семьи? Тем более, если отношения, близкие к семейным, но только, конечно, не связанные с грехом и лишающие семью благодати церковной, уже сложились. Ведь это тоже должно побуждать нас к ответственности за человека, с которым мы вместе живем, делим кров, делим радости и скорби, несем вместе бытовые тяготы. Ведь если вы оказались способны какое-то время прожить вместе, у вас не возникло отталкивания – эмоционального, душевного, физического, – то значит, побуждением к несозданию семьи является, скорее всего, мысль о том, что ведь я же смогу найти лучше?! Мол, так сложилось, стали вместе жить, возникла греховная неправильная близость – лучше все это забыть, откинуть и искать другого человека. Но за этим "отодвинуть и забыть" стоит желание вычеркнуть того, кто рядом живет, будто его в нашей жизни и не было. А правильно ли это, по-христиански? Предлагаю подумать Вам об этом самому.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru