rss

    Вопросы настоятелю / Женские вопросы

    Что значит быть в нечистоте?

    Что значит быть в нечистоте?
    Ирина
    дом
    Уфа
    18 января 2010г.
    Уважаемая Ирина, под днями «нечистоты» понимается период регулярного месячного очищения у женщин, который связан с некоторыми разумными, вызванным благоговением к святыне, ограничениями в их церковной жизни. А именно: не приобщаться Святых Христовых Тайн, кроме ситуации исключительной, болезни, перед операцией, перед какой-либо иной смертной опасностью, еще в каких-то исключительных ситуациях, не участвовать в других Таинствах церковных (например, воздержаться от участия в Крещении младенца в качестве восприемницы от купели), не приступать к Таинству Венчания, Соборования (но повторю – это не есть принципиальная невозможность. Те же каноны, которые эту область освещают, говорят, что в случае смертельной опасности, крайней необходимости и крестить и исповедовать и причащать женщину можно, но только если действительно к этому есть неотложная необходимость), не прикладываться к святыням церковным, мощам, иконам, кресту напрестольному, который дает священник. Ограничить себя также в употреблении просфор и святой воды, если нет тому чрезвычайной нужды.

    Важно помнить, что за этим отношением, за этой практикой стоит не взгляд на женщину, как на нечистое существо в этот период ее жизни, а на памятование о том, что святыне приобщается всецелый человек, о том, что наша вера не спиритуалистична, но и душа, и тело человека прикосновенны к святыне церковной, к Дарам Святого Духа и о том, что в Таинстве Причащения Господь соединяется с нами. И так же, как священник в состоянии раны кровоточения не должен совершать Божественную Литургию, точно так же женщина удерживается от Причащения. Уже расширяя, распространяют это ограничение и на другие святыни церковные.

    Руководство прежних веков предъявляет более строгие требования: в дни месячного очищения женщины в храме не присутствовали. Но здесь важно помнить о том, что Церковь применяет свои уставы — не веру и догматы — но обряды и уставы, применительно к нуждам пастырского попечения. В прежние столетия, когда вся жизнь была вполне воцерковлена и когда что в Византии, что в Православной Руси 5—6 дней отсутствия женщины в храме не означали «разцерковления» ее жизни. Когда одно пропущенное по причине месячных очищений воскресное богослужение и ограничение себя домашней молитвой не вырывало ее из круга церковно-богослужебного года и не могло вести к утратам, причем значительным, для души человека, тогда и мера строгости, мера того от чего нужно воздерживаться, была большей.

    Теперь же лишняя неделя, прожитая без посещения церкви, часто оборачивается таким засушиванием души, таким внутренним умалением, росточком, который к духовной жизни пробивается, что, безусловно, не следует к этому воздержанию прибегать. Если мы будем рекомендовать нашим прихожанкам вовсе не подходить к порогу храма каждые 5, 6, 7 дней в течение месяца, то это не пройдет без урона для их церковной жизни. Иные с легкостью и даже внутренней радостью самооправдания это воспримут: тут я не могу ходить в храм — вот и хорошо, ни в храм ходить, ни дома молиться, ни лампадки зажигать, ни Евангелие в руки брать, ничего мне нельзя, можно вот только бытовыми делами заниматься. Подумаем, добро ли это будет? А для других, более благоговейных, эта утрата, отсутствие на богослужении обернется скорбью и унынием и невозможностью вместе с детьми пойти в храм, разделением от супруга, который все же пойдет молиться. Поэтому теперь мы не запрещаем нашим прихожанкам присутствие в храме.

    Также скажем, что в этот период не следует воздерживаться от домашней молитвы, чтения Священного Писания. Если дома больше некому зажечь лампадку или поправить икону, конечно, можно женщине это делать в этом состоянии. Можно также подавать записки, брать благословение у священника. Главное в иерархии наших ценностей, внутреннего внимания — не уделять этому времени больше, чем естественный физиологический процесс того заслуживает.

    Существует также практика, связанная с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину, родительницу, от вхождения в храм по причине ее естественной женской слабости и послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. И первое после перерыва вхождение матери в храм сопровождается чтением особых очистительных молитв, до прочтения которых она не должна присутствовать на богослужениях. Это вопрос, который встает перед многими современными воцерковляющимися людьми. Какой главный смысл в этом очищении, который сочетается со словами церковной молитвы?

    Прежде всего, мы не должны забывать о том, что так или иначе, но деторождение, равно как и зачатие ребенка, в этом падшем мире искажено грехом. Что мы живем не в естественном, а противоестественном мире, в котором скорби деторождения — есть последствие нашего грехопадения; в котором зачатие новой жизни в этот мир неизбежно связано с тем или иным элементом похоти, как бы духовно и высоко ни относились супруги друг к другу. И то, что в момент начала бытия новой жизни, в момент, когда новый человек пришел в мир, он и его мать освящаются от всего того недоброго, греховного, нечистого, что было сопряжено со всем предродовым периодом и периодом родов, освящаются молитвой Церкви, — это не пренебрежение женщиной, не название и не поставление ее как нечистой, а материнская и отеческая любовь Церкви по отношению к ее в немощи пребывающему чаду.

    Ну, а еще, есть и некоторая церковная педагогика. То, что женщине предписывается эти первые послеродовые дни не бежать сразу в храм, исповедоваться и причащаться. А, прежде всего, прилепиться душой, сердцем, телом к своему младенцу, не оставлять его ни в коем случае, — в этом есть еще и мудрость Церкви, церковная педагогика. Церковь говорит матери: Сейчас ты, прежде всего, будь со своим ребенком. Ты ему нужнее, в этом есть твое дело, твое церковное послушание. После будешь ходить в храм, исповедоваться и причащаться, а пока забудь себя ради собственного чада. И о грехах своих забудь — будь вместе со своим младенцем.

    О том, что нет никакого гнушения женщиной в послеродовой период, мы знаем из правил церковных, которые говорят, опять же, что в случае угрозы жизни матери, каких-либо особенных обстоятельств, она без сомнения допускается и до исповеди, и до принятия Святых Христовых Тайн.

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru